Коронавирусная пандемия привела мировой рынок гражданской авиации к самому остром кризису за последние 70 лет. Самолёты двух ведущих мировых авиастроительных корпораций занимают всё свободное пространство во многих крупных аэропортах. Дальнемагистральные перевозки упали до катастрофически низкого уровня, а авиакомпании, выполняющие межконтинентальные перелёты, работают себе в убыток.
Количество анулированных заказов у Airbus по состоянию на 31 марта 2020 года составило 60 самолётов. Основная прибыль упала на 49% в первом квартале этого года, составив 281 млн евро, в то время как выручка рухнула почти на 2 млрд до 10,6 млрд евро.
Boeing, уже находящийся в глубоком кризисе из-за ошибок в программном обеспечении системы управления полётом B737 MAX, стоит перед фактом отмены лизинговой компанией Avolon заказов на 75 самолётов 737 MAX на сумму $8 млрд.
А как же в этих условиях чувствует себя отечественное гражданское авиастроение?
Кризис обрушил рынок пассажирских перевозок внутри России: за первые три недели апреля пассажиропоток упал на 95%, а занятость пассажирских кресел снизилась до 21%, в 2019 году этот показатель был около 80%.
У нас в стране серийно для коммерческой эксплуатации производится только один тип гражданского лайнера - региональный самолёт SSJ100. И как бы его не ругали и "патриоты", и недоброжелатели, действительность такова, что при грамотном подходе Суперджет показывает себя надёжным и экономически выгодным воздушным судном.
С 22 по 24 апреля 2020 года наибольшее количество внутрироссийских рейсов выполнила авиакомпания S7 - 403 рейса, на втором месте - “Аэрофлот” - 182 рейса. "Азимут", в парке которого только Суперджеты, третий - 85 рейсов. При этом, флот S7 насчитывает 109 воздушных судов, у "Аэрофлота" - 249, а у "Азимута" всего одиннадцать SSJ100.
Авиакомпания "Победа" с 1 апреля полностью приостановила полёты. По утверждению руководства лоукостера, летать в сложившихся условиях экономически невыгодно. Во флоте "Победы" — 30 самолётов Boeing 737-800.
МС-21-300, который рассматривается как прямой конкурент дуополии А и В, пока проходит сертификационные испытания. Его серийное производство только разворачивается в Иркутске. И по мнению издания
Издание считает, что если бы серийное производство МС-21 началось, как и планировалось, в 2018 году с поставками авиакомпаниям в 2019-20 годах, то корпорация "Иркут" столкнулась бы с отменами заказов на самолёт, поскольку пандемия сильно ударила по сфере туризма.
Эксперты авиационной отрасли придерживаются мнения, что объем пассажирских авиаперевозок в мире вернется к уровню 2019 года в лучшем случае к 2023 году, а авиационной промышленности может потребоваться целых пять лет, чтобы восстановиться до уровня, наблюдавшегося до пандемии.
Генеральный директор НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов уверен, что спрос на новые российские самолеты не обеспечит окупаемости их разработки и производства. "Но эти проекты все равно нужны – для обеспечения транспортной и экономической безопасности России, для накопления компетенций", - заявил он 30 апреля в интервью РИА Новости.
«Если у нас есть вынужденная пауза длиной примерно в 5 лет – возможно, именно ее не хватало российским авиастроителям, чтобы завершить разработку новых моделей, сертифицировать их, освоить серийное производство, максимально устранить «детские болезни». Не повторяя прежних ошибок, заранее спроектировать и создать систему их послепродажного обслуживания», - сказал Андрей Дутов.
Вот только воспользоваться паузой и не повторять ошибок прошлых лет должны те же самые чиновники, которые находятся у руля отечественного авиапрома все последние годы. Получится у них? Есть большие сомнения.
Андрей Величко