Завершилась коммерческая эксплуатация лайнера Ту-154 в российских авиакомпаниях

Легендарный советский среднемагистральный лайнер Ту-154 28 октября 2020 года совершил свой последний полёт. Заключительный коммерческий рейс со 140 пассажирами борт авиакомпании "Алроса" RA-85757 выполнил из Мирного в Новосибирск. После вывода из эксплуатации лайнер останется в аэропорту Толмачево, пока в «Алросе» не примут решение о его дальнейшей судьбе.

Как уточнили в пресс-службе перевозчика, за последние 18 лет это воздушное судно налетало почти 27,5 тыс. часов. В «Алросе» Ту-154М RA-85757 выполнил 737 рейсов в обе стороны, перевёз более 160 тыс. пассажиров, 1224 тонны груза и 52 тонны почты. Гендиректор компании Андрей Гулов отметил, что 30 октября 2020 г. у самолёта оканчивается действие сертификата лётной годности.


Разрабатывая во второй половине шестидесятых годов проект нового пассажирского лайнера, коллектив опытного конструкторского бюро академика А. Н. Туполева стремился сочетать в нём лучшие качества трёх существовавших на тот момент самолётов: скорость Ту-104, дальность и экономичность Ил-18, взлётно-посадочные качества Ан-10. И конструкторам удалось это осуществить. При крейсерской скорости в 900—950 км/час на высоте 11 тыс. м и коммерческой нагрузке в 18 т дальность Ту-154 превышала 3200 км. При скорости 850 км/час дальность полёта составляла более 4700 км.

Первый опытный образец лайнера впервые поднялся в воздух 4 октября 1968 года, а его эксплуатация началась в 1972-м.

Три мощных турбовентиляторных двигателя НК-8-2 со взлётной тягой по 9500 кг каждый позволяют эксплуатировать самолёт практически во всех климатических зонах. Высокая энерговооруженность даёт возможность Ту-154 взлетать с полной нагрузкой даже с высокогорных аэродромов. При этом два внешних двигателя оборудованы реверсом тяги.

Отказываться от эксплуатации Ту-154 по экономическим причинам перевозчики начали в конце нулевых годов. Так, в 2011 году прекратили эксплуатацию своих машин «Уральские авиалинии». Как пишет Gazeta.ru, в официальном релизе авиакомпания подчеркнула тогда, что за годы полётов не было зафиксировано ни одного серьёзного происшествия в воздухе. Причиной отказа называлась экономическая неэффективность: на рабочей высоте Ту-154Б расходует на три тонны керосина в час больше, чем А320, а Ту-154М – на две тонны больше. Кроме того, нормальной эксплуатации Ту-154 российскими перевозчиками в XXI веке мешал введённый в 2002 году запрет на полёты машин в страны Евросоюза без дополнительных шумопоглощающих панелей. С 2006-го Европа и вовсе перестала принимать эти авиалайнеры, за исключением модификации Ту-154М.

В истории советской/российской авиации есть трагические страницы, связанные с Ту-154 - достаточно вспомнить авиакатастрофы Ту-154Б-2 СССР-85311 под Учкудуком (Узбекистан) 10 июля 1985 года, Ту-154М RA-85185 под Донецком 22 августа 2006 года или крушение Ту-154Б-2 RA-85572 при вылете из Сочи 25 декабря 2016 года.



Лайнер снимался в фильме "Экипаж" Юрия Митты в 1979 году. Эпизодическая, но важная и трагическая роль выпала этому самолёту и в новом фильме "Экипаж", вышедшем на экраны в апреле 2016 года. В фильме "Ёлки-2" в истории «Самолёт» использованы реальные события, произошедшие с авиалайнером в 2010 году.

7 сентября 2010 года Ту-154М RA-85684 авиакомпании «Алроса» выполнял пассажирский рейс ЯМ516 по маршруту Удачный—Москва. Через 3,5 часа после взлёта на его борту произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем. Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома. В итоге экипаж произвёл вынужденную посадку лайнера по визуальным ориентирам в бывшем аэропорту Ижма в Республике Коми на давно выведенную из эксплуатации и непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу, не имевшую светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки при пробеге самолёт выкатился за пределы ВПП на 164 метра и въехал в лес. Никто из находившихся на борту самолёта 81 человека не пострадал.

Но полностью списывать Ту-154 пока рано. Он ещё продолжает летать в составе специального лётного отряда «Россия», Минобороны и других силовых ведомств.

Фото: Ту-154М RA-85757 / © Ёнмин Ан / https://russianplanes.net/id272594

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (6 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...