24 июля 2018 года из Иркутска к месту службы перелетели три новых переданных ВКС России учебно-боевых самолёта Як-130. Об этом сообщает блог Центра анализа стратегий и технологий bmpd (bmpd.livejournal.com).
Самолёты с красными бортовыми номерами «31», «35» и «36» (предположительные серийные номера 1409, 1413 и 1414), были построены на Иркутском авиационном заводе (ИАЗ) ПАО «Корпорация «Иркут» в 2017 году в рамках контракта на поставку ВКС России до конца 2018 года 30 самолётов Як-130. Контракт был заключён с Министерством обороны в апреле 2016 года.
Первые десять самолётов Як-130 по по этому контракту (машины с красными бортовыми номерами с «40» по «49» - серийные номера с 1308 по 1317) были переданы ВКС в октябре-декабре 2016 года и поступили в состав учебной авиационной базы в Армавире, обеспечивающей подготовку восстановленного Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (КВВАУЛ) имени А. К. Серова. В мае-июле 2017 года в Армавир были переданы ещё шесть самолётов Як-130 с красными бортовыми номерами «50», «100», «01», «02», «03» и «04» (серийные номера, соответственно, 1319, 1320, 1318, 1401, 1402, 1403).
Однако затем с конца июля 2017 года передача самолётов Як-130 с ИАЗ ВКС России была приостановлена с ИАЗ и была возобновлена только в 2018 году, когда ВКС в марте 2018 года получили четыре самолёта постройки 2017 года с предположительными серийными номерами с 1404 по 1407 (красные бортовые номера «05», «06», «07» и «08» ), а в июне 2018 года - ещё четыре самолёта с красными бортовыми номерами «30», «32», «33» и «34» (предположительные серийные номера, соответственно, 1408 и с 1410 по 1412).
Приостановка передачи машин в 2017 году вероятно была связана с проводившимися очередными доработками самолётов этого типа после имевших место сразу двух лётных происшествий с Як-130 ВКС в один день 21 июня 2017 года.
С передачей ВКС России этих трёх самолётов Як-130, общее количество серийных машин этого типа, поставленных Министерству обороны России, достигло 106 единиц - из них 12 первых двух серий были построены на АО «Нижегородский авиационный завод «Сокол», а ещё 94 – на Иркутском авиационном заводе.