Демонстрационный запуск грузовых беспилотных воздушных судов состоялся на авиационной площадке им. Чкалова в Томской области в присутствии руководителя Росавиации Александра Нерадько, заместителя министра экономического развития Владислава Федулова и губернатора Томской области Сергея Жвачкина, которые проверили готовность региона к запуску экспериментально-правового режима (ЭПР) для применения грузовых беспилотных летательных аппаратов. Об этом
«Эксперимент по запуску большегрузных дронов в Томской области − новый этап в развитии отечественной логистики. Для России − с нашими расстояниями и отдаленными поселениями − это особенно важно. В те районы, куда часто зимой не добраться по земле − с воздуха мы сможем доставлять продукты, лекарства, стройматериалы. Поднять беспилотник в небо значительно дешевле и быстрее, чем вертолет с пилотом», − отметил Владислав Федулов.
Тестовый запуск является частью проекта по установлению в регионе ЭПР для развития беспилотных технологий, реализуемого Томской областью совместно с Минэкономразвития, Минтрансом, Росавиацией и Фондом перспективных исследований. Создание ЭПР актуально, так как действующее авиационное законодательство не позволяет бизнесу широко использовать беспилотные авиационные системы для грузоперевозок, что тормозит развитие отрасли грузоперевозок и логистики.
Проект ЭПР предусматривает применение на территории Томской области специального регулирования, когда некоторые требования Воздушного кодекса могут быть изменены или исключены для участников ЭПР на срок действия эксперимента в регионе. В данном случае – 3 года. Запустить ЭПР планируют до конца 2021 года.
Возможности своих беспилотных авиационных систем показали ООО «Тайбер», ООО «Аэромакс», Фонд перспективных исследований, институт теплофизики СО РАН, Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина. Авиационную площадку предоставила компания «Сибаэрокрафт». Беспилотники поднимали в воздух контейнеры, закрепленные под фюзеляжем. Масса груза составила от 10 кг до тонны. После запуска эксперимента беспилотники смогут поднимать в воздух груз массой до полутонны. Компании «Скайларк Сервис», «Азимут» и НПФ «Спектр» представили работу диспетчерской на базе технологий интеллектуальной платформы «СУОР «Купол».
Необходимо интегрировать беспилотные воздушные системы в единое воздушное пространство и оснастить беспилотные летательные аппараты авиационно-навигационным оборудованием, которое бы позволило контролировать полёт по более простым схемам, считает Александр Нерадько.
«Применение в различных отраслях народного хозяйства, конечно, вызывает необходимость интеграции беспилотных воздушных систем в единое воздушное пространство, в единую систему организации воздушного движения. Сейчас стоит задача оснащения беспилотников комплексом авиационно-навигационного оборудования, который позволял бы наблюдать за воздушным пространством, контролировать их полёт по более упрощенным схемам с использованием спутниковой навигации», - сказал он.