як-130м

В Иркутске продолжается изготовление опытных самолётов Як-130М

Макет Як-130М на форуме «Армия-2024» / Фото © РИА Новости

На Иркутском авиазаводе продолжается сборка трёх опытных образцов модернизированного учебно-боевого самолёта (УБС) Як-130М, идёт изготовление и комплектация машин системами и агрегатам. Об этом сообщает ТАСС с ссылкой на представителя пресс-службы ПАО «Яковлев».

«Срок первого полёта будет определён после завершения сборки первого опытного образца и проведения наземных испытаний. Производственных мощностей Иркутского авиационного завода достаточно для выпуска Як-130М. Конструктивно новый самолёт сохраняет преемственность с базовой моделью Як-130, однако получит ряд существенных улучшений», – заявил представитель «Яковлева» на авиасалоне Aero India 2025 в Бангалоре.

Одним из ключевых элементов модернизации является установка бортового комплекса обороны (БКО) «Президент-С130» в контейнерном исполнении. БКО предназначен для защиты самолёта от ракет «воздух-воздух», ЗРК, в том числе переносных и зенитно-артиллерийских комплексов за счёт обнаружения факта угрозы и противодействия атакующим средствам. Конструкторская документация для оснащения Як-130М БКО «Панцирь-С130» выпущена, в настоящее время идёт изготовление опытных образцов контейнеров для проведения предварительных испытаний.

В августе 2024 года на форуме «Армия» генеральный директор «Яковлева» в то время Андрей Богинский рассказал, что сборка опытных Як-130М в Иркутске уже началась, для испытаний будут построены три опытных самолёта. Отдельные технические решения в интересах программы Як-130М отрабатываются на существующих опытных самолётах Як-130.

Модернизация Як-130 направлена на усиление его ударных возможностей, что сделает самолёт более конкурентоспособным на мировом рынке. Помимо БКО, в состав модернизированного УБС вводится бортовая радиолокационная станция (БРЛС-130Р), оптико-лазерная теплотелевизионная система (СОЛТ-130К) и комплекс средств связи (КСС-130). Эти системы значительно расширят возможности самолёта, улучшив его эффективность при выполнении как боевых задач, так и в учебных полётах.

Также Як-130М получит расширенный состав вооружения, включая ракеты класса «воздух-воздух» и высокоточные авиационные средства поражения класса «воздух-земля» с системами спутникового и лазерного наведения. Это позволит использовать Як-130М в качестве лёгкого истребителя и штурмовика и сделает самолёт привлекательным для иностранных партнёров, заинтересованных в доступных и многофункциональных боевых платформах.

Отдельное внимание уделяется модернизации силовой установки. В целях развития базового двигателя АИ-222-25 Объединённая двигателестроительная корпорация разрабатывает новый двигатель СМ-100 с повышенной на 20 процентов тягой и увеличенным в два раза ресурсом. Улучшение характеристик достигнуто за счёт модернизации компрессора низкого давления, камеры сгорания и турбины. В 2023 году в ходе форума «Армия» представитель ОДК сообщал, что компрессор и турбина проходят стендовые испытания, а камера сгорания тестируется в лётных условиях.

Планируется, что первый полёт Як-130М состоится в первой половине 2025 года, а экспортный потенциал самолёта оценивается в 40 машин.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...