В ГосНИИАС прошли заседания рабочей группы по вопросам кибербезопасности авиации

Фото: © пресс-служба НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»

В условиях глобальной цифровизации и технологического развития авиационной отрасли вопросы кибербезопасности становятся важнейшими в обеспечении национальной безопасности страны. Авиастроение является высокотехнологичной сферой и риск подверженности угрозам, исходящим от кибератак постоянно растет. Повышение кибербезопасности авиационной техники, в том числе защищенности процессов информационного обмена и самолетных систем является одним из важнейших направлений научно-исследовательской деятельности ГосНИИАС.

Актуальным вопросом для специалистов ГосНИИАС становится защита бортовых систем и сетей, непосредственно связанных с летной годностью воздушных судов. Институт является головной научной организацией авиационной промышленности по исследованиям и разработкам в области систем бортового оборудования летательных аппаратов. Об этом рассказали в пресс-службе головной организации – НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского».

Ученые института регулярно работают над изучением источников киберугроз и возможных путей их осуществления для минимизации возможных последствий. В этих исследованиях сотрудникам ГосНИИАС помогают ведущие специалисты «Лаборатории Касперского» и «Positive Technologies». Однако внедрение методов и практик защиты от кибератак является сложным многоэтапным процессом, требующим активной вовлеченности всех участников авиационной отрасли.

Актуальными вопросами по созданию регламентирующей базы, предназначенной для разработки и сертификации киберзащищенных воздушных судов гражданской авиации и их систем, занимается сформированная на базе ГосНИИАС, первая в России, Рабочая группа «Авиарегистра России» (далее – РГ).

Современный самолет содержит множество авиационных систем, разрабатываемых различными производителями. А защита от киберугроз, снижение их уязвимости и обеспечение способности систем к восстановлению функций могут быть достигнуты исключительно за счет применения согласованного единого подхода, требующего вовлечения всех участников, задействованных в проектировании и создании воздушного судна. Поэтому помимо основной деятельности по разработке нормативно-правовой документации участники РГ в своей работе регулярно изучают и обсуждают события, связанные с кибербезопасностью в авиационной отрасли. При этом значительное внимание уделяется новым мировым практикам и документам, которые могут затронуть процессы киберзащиты воздушного судна. Именно поэтому заседания РГ проходят в ГосНИИАС на постоянной основе с привлечением ведущих экспертов в области авиационной безопасности.

Так, по итогам работы участников РГ в 1 квартале 2023 года достигнуты следующие результаты:

  • для проработки методов и рекомендаций по демонстрации соответствия требованиям безопасности летной годности завершен синхронный перевод и согласование перечня терминов международного стандарта RTCA DO-356A;
  • для дальнейшей работы по описанию угроз информационной безопасности воздушного судна ведется завершающий этап работы по синхронному переводу и согласованию перечня терминов международного стандарта RTCA DO-326A, регламентирующего руководящие принципы процесса обеспечения информационной безопасности.

Также было уделено внимание согласованности переведенного перечня терминов с имеющейся нормативной базой в Российской Федерации, включающей в себя стандарты КТ-178С, КТ-254, Р-4754А, ФАП 21 и НЛГ 25.

Полученные в I квартале результаты будут использованы при разработке российских проектов стандартов, регламентирующих процесс обеспечения информационной безопасности воздушных судов. Старт работ по созданию документов запланирован на второй квартал 2023 года.

Председателем Рабочей группы является начальник отделения сертификации программного обеспечения ФАУ «Авиарегистра России» Д.И. Катков. Заместитель председателя РГ - начальник сектора ФАУ «ГосНИИАС» Д.Г. Булатов.

В состав Рабочей группы входят представители предприятий авиационной отрасли и сферы безопасности: ПАО «Корпорация «ИРКУТ», ПАО «Корпорация «ИРКУТ» филиал «Региональные самолеты», Филиал ПАО «Корпорация «ИРКУТ» «Центр комплексирования», АО «НЦВ Миль и Камов», ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина», АО «УЗГА», АО «РПКБ», ООО «ВАИС-Техника», ООО «ДС БАРС», ООО «ЛАБС», ФАУ «Авиарегистр России», «АО «Позитив Текнолоджиз»», АО «Лаборатория Касперского» и ФАУ «ГосНИИАС».

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...