Пассажирский самолёт Ту-214 – один из трёх российских типов, которые в ближайшее десятилетие должны стать основой парка гражданской авиации России, это – МС-21-310, SJ-100 и Ту-214.
В соответствии с комплексной программой развития авиаотрасли, в 2024 году Казанский авиазавод должен был передать эксплуатантам один самолёт Ту-214, однако новые машины этого типа в коммерческую эксплуатацию не поступали. В 2025-м прогнозируется постройка четырёх самолётов, в 2026-м – семь, 2027 – 17 и с 2028 года завод должен выйти на темп строительства 28 самолётов Ту-214 ежегодно.
Чтобы обеспечить такие объёмы, на Казанском авиационном заводе ведутся работы по расширению и модернизации производственных мощностей. Так, уже построен новый цех окончательной сборки, который позволяет собирать до 10 самолётов Ту-214 в год. Идёт строительство нового цеха агрегатной сборки, где планируется изготавливать фюзеляжные панели и конструкции крыла. Ввод в эксплуатацию этого цеха намечен на конец 2025 года.
Помимо расширения сборочных мощностей, на заводе проводят мероприятия по модернизации технологической цепочки производства. Закуплено новое оборудование, включая станки с числовым программным управлением, сварочные роботы и контрольно-измерительные системы. Проведена переподготовка персонала для работы с новыми технологиями.
Ключевые события 2024 года по наращиванию выпуска самолётов Ту-214 и сертификации систем по импортозамещению
Январь
В конце декабря 2023 года авиакомпания Red Wings получила в лизинг самолёт Ту-214 (RA-64518) с салоном на 194 пассажирских кресла в моноклассе. В первую неделю 2024 года перевозчик запустил сразу пять новых маршрутов. Первым из них 1 января стал рейс Самара-Махачкала WZ -1331/1332, 2-6 января начались полёты по маршрутам Уфа – Новокузнецк, Тюмень – Махачкала, Челябинск – Нижневартовск и Нижнекамск – Новый Уренгой. С февраля Red Wings поставила Ту-214 на рейсы в Баку, Тбилиси и Тель-Авив.
* * *
Первые пять Ту-214 должны быть поставлены «Аэрофлоту» в декабре 2024-го – январе 2025 года, следует из инвестпроекта льготного лизинга этих самолётов, подписанного кабмином в 2023 году.
Первые 11 самолётов Ту-214 для «Аэрофлота» будут выполнены в двухклассной компоновке салона с максимальной пассажировместимостью 175 кресел: 12 бизнес-мест и 163 – в классе эконом. Из компоновочной схемы пассажирского салона следует, что в Ту-214 будет четыре туалета: по одному в передней и задней части, два – в центре салона. Расстояние между креслами – 78 см.
Февраль
Вечером 2 февраля 2024 года сочинский аэропорт принял первый коммерческий рейс самолёта Ту-214 после длительного перерыва эксплуатации этого типа воздушных судов российскими авиакомпаниями. Загрузка борта RA-64518 авиакомпании Red Wings составила более 90 процентов, всего в салоне установлено 194 пассажирских кресла. Время в пути из Жуковского в Адлер заняло немногим более трёх часов.
Основу лётного парка Red Wings составляют «Суперджеты» с компоновкой салона на 98-100 кресел, и появление на маршрутах авиакомпании Ty-214 позволяет практически вдвое увеличить объём перевозок там, где были задействованы SSJ100. Расширение парка за счёт самолётов Ту-204/214 позволит авиакомпании перевозить больше пассажиров на более дальние расстояния, исключая проблемы с лизингом и платежами в иностранной валюте.
Март
Линейка эксплуатируемых воздушных судов российского производства авиакомпании Red Wings пополнилась пассажирским самолётом Ту-204-100В с регистрационным номером RA-64043. Самолёт передан в лизинг компанией «Ильюшин Финанс Ко.». 20 марта лайнер взлетел с ВПП аэродрома Ульяновск-Восточный и, сделав несколько контрольных кругов, выполнил технический перелёт в аэропорт Домодедово. 24 марта Ту-204-100В RA-64043 выполнил из Домодедово первый коммерческий полёт в Батуми и обратно в Москву.
Лайнер при полной коммерческой загрузке способен доставить пассажиров на расстояние до 3600 км. Ранее, в 2008-2018 годах, этот самолёт уже эксплуатировался компанией Red Wings.
Одной из задач ИКЦ «Туполева» будет сокращение экипажа Ту-214 до двух пилотов
Апрель
Омская инжиниринговая компания «Поликон» спроектировала и изготовила сборочный станок для производства авиационных шин самолёта Ту-214. Его производительность составляет не менее четырёх штук в час. Станок прошёл испытания и уже отправлен заказчику, он отличается современной конструкцией и оптимизированной структурой. Станок предназначен для сборки авиационных шин для самолёта Ту-214 на второй стадии производства, также предусмотрена возможность сборки шин других размеров с использованием дополнительных узлов.
Май
Первый заместитель генерального директора ОАК и управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев представил Раису Республики Татарстан Рустаму Минниханову авиационный учебный центр «Академия 033», где будет проходить обучение членов лётных экипажей на самолёты Ту-214. Центр расположен в селе Караишево в 22 км от Казани. Учебная база оснащена необходимыми техническими средствами обучения, ангаром для установки тренажёров, гостиничным комплексом.
«Программа по подготовке бортинженеров на воздушное судно Ту-214, разработанная совместно с авиакомпанией Red Wings, в настоящее время проходит процедуру утверждения в Федеральном агентстве воздушного транспорта. Обучение в «Академии 033» проводится по 39 программам подготовки авиационного персонала», – говорится в сообщении ОАК.
На летающей лаборатории Ту-214 начались испытания российских систем и оборудования
Июнь
На Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова завершено техническое перевооружение цехов подготовки производства, механосборочного производства и лётно-испытательной базы. Завершение работ обеспечит увеличение выпуска среднемагистрального пассажирского самолёта Ту-214. По девяти объектам, включая цеха агрегатной и окончательной сборки, получены заключения о соответствии и разрешения на ввод в эксплуатацию. В настоящее время степень готовности производства термообработки и покрытий составляет 86 процентов.
* * *
Самолёт Ту-214 RA-64509 19 июня прибыл в Белоруссию, где предстоит его перекраска в корпоративную ливрею Объединённой авиастроительной корпорации. На бывшем самолёте авиакомпании «Трансаэро» частично сохранилась ливрея обанкротившегося перевозчика, новую – борт получит на Минском заводе гражданской авиации №407. Самолёт будет использоваться для сертификации импортозамещаемого оборудования.
Июль
На производстве Ту-214 применяется более 200 единиц стапельно-сборочной оснастки. Для реализации планов правительства РФ по выпуску самолётов Ту-214, на КАЗ идёт модернизация производства, выделяются дополнительные средства, возводятся новые цеха, модернизируется станочный парк, идёт техническое перевооружение цехов.
«Сейчас ведём работы по разработке и изготовлению принципиально новых полуавтоматических и автоматических авиационных стапелей. Это позволит автоматизировать процесс стыковки агрегатов и узлов, а также сократить цикл сборки самолёта», – сообщил в своём ТГ-канале управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев. Он добавил, что начать использование автоматической линии стыковки элементов фюзеляжа и сборки отъёмной части крыла на заводе планируют в 2025 году.
На летающей лаборатории Ту-214 начались испытания российских систем и оборудования
Август
Одним из ключевых направлений модернизации самолёта Ту-214 является снижение веса. О том, как это собираются реализовать, рассказал управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев.
«Для достижения этой цели планируется ряд изменений. Это обновление бортового радиоэлектронного оборудования, сокращение места бортинженера, сокращение резервирования системы управления полётом, повышение качества клёпок и изменение структурных элементов каркаса, а также применение композитных материалов», – отметил К. Тимофеев.
По его словам, для снижения массы Ту-214 будет обновлён комплекс БРЭО и система управления самолётом. Улучшение эргономики, информативности и надёжности новых систем позволит сократить дублирующие навигационные комплексы. Одно из наиболее значимых преобразований ожидает кабину пилотов. Функции бортинженера возьмёт на себя автоматизированная система управления общесамолётным оборудованием. Переход на кабину с двумя пилотами даст сокращение массы лайнера на 200 кг.
Сентябрь
На Казанском авиационном заводе начались работы по подготовке площадки к установке высокотехнологичного обрабатывающего центра для изготовления длинномерных деталей самолётов. Под новый станок залит фундамент площадью 371 кв. метр. Новый станок позволит изготавливать из алюминиевых сплавов компоненты пассажирских и военных самолётов. Портальный 5-координатный фрезерный обрабатывающий центр с вакуумным столом российского производства позволит изготавливать комплектующие из алюминиевых сплавов максимальным размером около 24 метров. Поставка оборудования на завод запланирована в начале 2025 года.
Октябрь
«Туполев» анонсировал запуск Инновационного конструкторского центра (ИКЦ) по модернизации самолёта Ту-214. ИКЦ создаётся для решения специфических задач, связанных с модернизацией Ту-214, которые включают оцифровку документации, снижение веса планера, переход на новые полимерно-композиционные материалы, модернизацию самолётных систем и интерьера. В частности, для снижения массы планера потребуется обновление бортового радиоэлектронного оборудования и сокращение места бортинженера, т.е., переход на экипаж из двух пилотов.
* * *
Коломенское станкостроительное предприятие холдинга «СТАН» запустило в серийное производство портальные обрабатывающие центры с ЧПУ модели СК6П200. Оборудование предназначено для обработки деталей, применяемых при производстве современных гражданских самолётов.
21 октября в рамках поездки первого вице-премьера Дениса Мантурова на Казанский авиазавод, станок СК6П200 был продемонстрирован правительственной делегации. Управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев (освобождён от должности 25 ноября) рассказал вице-премьеру о планах по завершению модернизации КАЗ к концу 2026 года, в рамках которой планируется нарастить выпуск самолётов Ту-214 до 20 воздушных судов в год. На сегодняшний день уже запущены девять объектов из 24, остальные находятся в разной степени готовности.
Ноябрь
Самолёт Ту-214ЛЛ после проведения работ по замене импортных комплектующих на российские аналоги, совершил на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова первый полёт. Полёт выполнялся с убранными шасси, его продолжительность составила 1 час 10 минут. Полётное задание включало необходимые проверки отечественных систем и оборудования. После приземления экипаж «Туполева» сообщил, что задание на полёт успешно выполнено в полном объёме.
Замена импортных компонентов коснулась 15 основных и около 30 второстепенных систем самолёта. Среди замененных компонентов – вычислительные устройства, системы предупреждения о сближении с землей и столкновении в воздухе, а также бортовые радиолокационные системы. В ходе модернизации также были усовершенствованы системы освещения и электрооборудование, гидросистема и комплексная система управления.
Для сборки Ту-214 на авиазаводе в Казани началась установка новых стапелей
Декабрь
Двадцать седьмого декабря 2024 года на аэродроме Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова состоялся первый полёт очередного самолёта Ту-214 новой постройки. Самолёт был заложен на стапелях авиазавода весной 2023 года. Какая авиакомпания станет владельцем этого самолёта точно не известно, в открытых источниках назывались «ЮВТ Аэро», «Аэрофлот» и Red Wings. Также самолёт может быть передан и в специальный лётный отряд «Россия», где будет выполнять полёты в интересах Минпромторга РФ.
Согласно данным сервиса FlightRadar24, воздушное судно выполняло полёт без открытых идентификационных данных, однако 24-битный код ИКАО 14FC17 однозначно указывает на самолёт с заводским номером 035 (с/н 535) и бортовым номером 64535. После завершения процедур передачи, машина получит государственную регистрацию RA-64535.
* * *
Центр подготовки космонавтов Госкорпорации «Роскосмос» получил самолёт Ту-204-100В с регистрационным номером RA-64053, который стал третьим представителем этого семейства в составе авиации Роскосмоса. Самолёт будет использоваться для перевозки персонала и представителей Государственных комиссий, задействованные в космических программах России.
В настоящее время в авиапарке Роскосмоса уже эксплуатируются два самолёта Ту-204. Один из них, Ту-204-300 с регистрационным номером RA-64045, был принят в состав авиапарка госкорпорации в марте 2019 года. Он используется для транспортировки космонавтов, специалистов и оборудования на космодромы Байконур и Восточный. Второй самолёт Ту-204-300 RA-64044 получен в августе 2019 года, он также задействован в обеспечении полётов космической техники.
* * *
В июне в пресс-службе «Ростеха» сообщили, что у Казанского авиазавода в программе на 2024 год значатся два самолёта Ту-214 – новый и с восстановлением лётной годности. Таким образом, ОАК и КАЗ выполнили свои обязательства по типу Ту-204/214. В марте Red Wings получила Ту-204-100В (RA-64043), а в декабре в небо поднялся борт Ту-214 (RA-64535) новой постройки.
В Казани прошёл блиц-конкурс по усовершенствованию самолёта Ту-214
2025 год
Авиакомпания «ЮВТ Аэро» рассчитывает получить первые два самолёта Ту-214 в октябре 2025 года. К этому сроку перевозчик разработает маршрутную сетку для этих самолётов. Однако планы могут быть изменены в зависимости от того, сможет ли Казанский авиазавод обеспечить выпуск четырёх самолётов в этом году, в очереди на Ту-214 стоит и флагманский перевозчик – «Аэрофлот».
В конце декабря-2024 стало известно о пересмотре планов по выпуску в 2025-2026 годах двигателей для самолётов Ту-214, МС-21 и SSJ-100 с 192 до 128 единиц. В 2025 году планируется произвести только 24 двигателя вместо 66, в 2026-м – 104 вместо 126. Причиной была названа сложность процесса импортозамещения комплектующих.
Продолжатся полёты опытного самолёта Ту-214 (RA-64509) по программе сертификации отечественного бортового радиоэлектронного оборудования, которое заменит на Ту-214 импортное.
На 2025 год запланирован ввод на Казанском авиазаводе ряда крупных объектов, которые должны обеспечить масштабирование производства самолётов Ту-214. Комплексная программа предусматривает выпуск четырёх машин, глава Ростеха Сергей Чемезов в 2023 году году говорил о десяти самолётах Ту-214 в 2025 году.