6 мая авиационной группе высшего пилотажа «Стрижи» исполняется 30 лет. Сейчас пилотажная группа летает на истребителях МиГ-29, но в будущем могут пересесть на МиГ-35 - обращение в Минобороны РФ с предложением оснастить «Стрижей» новыми самолетами не так давно направляла корпорация «МиГ». Об этом в интервью
«Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП "Стрижи" новыми самолётами. Утверждённой государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолётов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолётов МиГ-29 на новые МиГ-35», - сказал Балоян.
В свою очередь командир звена «Стрижей» Дмитрий Косоруков заявил, что лётчики готовы выжать максимум из нового самолёта. «Самолёт МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он ещё не поступил на вооружение. Он стал тяжелее при практически тех же параметрах тяговооружённости. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолёта максимум», - отметил Дмитрий Косоруков.
Одной из отличительных особенностей МиГ-35 является интуитивно понятная работа в кабине. В критической ситуации система может предложить оптимальное действие, так как её работа направлена на помощь лётчику. Бортовой комплекс оборудования МиГ-35 имеет глубокую степень самоконтроля и отслеживает состояние систем самолёта и условий полёта. В случае отказов или попадания на близкие к критическим режимы лётчик будет проинформирован, а в некоторых случаях автоматика возьмёт управление на себя и уведёт самолёт из опасного режима.
Мушег Балоян подчеркнул, что, несмотря на то, что МиГ-35 стал тяжелее своего предшественника, его пилотажные возможности удалось сохранить благодаря мощным двигателям. «При разработке МиГ-35 мы исходили из того, что пилотаж остаётся одним из основных элементов при подготовке лётного состава ВВС большинства стран. Да, МиГ-35 стал тяжелее МиГ-29, но и двигатели РД-33МК, установленные на самолёте, стали мощнее. Силовая установка обеспечивает самолёту высокую тяговооружённость», - пояснил представитель корпорации.
МиГ-35 обладает и улучшенными аэродинамическими характеристиками. «Более 20% элементов планера изготовлены из композитных материалов. Принятые нашими конструкторами решения позволили улучшить характеристики устойчивости и управляемости самолёта и повысили показатели манёвренности. Фигуры высшего пилотажа, которые может выполнять МиГ-35, не раз были продемонстрированы на авиашоу», - сказал Балоян.
Как и в новых самолётах Су-30СМ и Су-35С, МиГ-35 получил подогрев сиденья и другие функции, обеспечивающие удобство и комфорт лётчика. «При разработке МиГ-35 мы исходили из этого принципа, - отмечает Балоян. - Эргономика кабины, индикация, органы управления - всё это создавалось в соответствии с пожеланиями лётного состава ВКС РФ».
Руководитель дирекции программ МиГ-29М и МиГ-35 подчеркнул, что МиГ-35 получил новые боевые способности, благодаря чему этот самолёт стал эффективным авиационным комплексом для завоевания господства в воздухе.
«С точки зрения вооружения и оснащения МиГ-35 превосходит во всём своего предшественника. Новые радиолокационная и оптико-локационная станции, новая нашлемная система целеуказаний, современные ракеты класса "в-в" и "в-п" (такие же, как и на Су-57, за исключением крупногабаритных), большая номенклатура авиационных бомб, как свободного падения, так и корректируемых. МиГ-35 может применять всю номенклатуру существующего авиационного вооружения, в том числе перспективные образцы», - подчеркнул представитель корпорации.
* * *
В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных лётчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полётов на МиГ-29. В то время самолёты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах. Официальным днём рождения группы считается 6 мая 1991 года - в этот день «Стрижи» впервые объявили о своём новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.
Первое выступление «Стрижей» за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда лётчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции. С тех пор лётная программа постоянно совершенствуется. «Стрижи» демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание «Лучшая пилотажная группа мира».
В 2004 году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полёт пяти самолётов Су-27 и четырёх МиГ-29 в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название «Кубинский бриллиант», ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.
Также «Стрижи» демонстрируют обновлённую программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.
Ещё в 2017 году руководство Воздушно-космических сил заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Лётные испытания этих самолётов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолёта. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолёта.
В первую очередь от МиГ-35 «Стрижи» ждут усовершенствованную систему навигации. Отдельное пожелание - чтобы создали систему визуализации, которая позволит сделать выступления ещё интереснее - летать в демонстрационных полётах на авиашоу, в том числе и на МАКС, с цветным дымом. Это было бы зрелищнее, интереснее, считают лётчики авиагруппы.
Одно из ожидаемых обновлений - система помощи лётчику. Такая система стоит на современных истребителях Су-30СМ и Су-35С коллег из «Русских витязей». В МиГ-29 она тоже есть, но в более современных машинах эта система более совершенна. Обновленные самолёты «конкурирующей фирмы» упростили жизнь не только самим «Русским витязям», но и «Стрижам»: им стало легче пилотировать во время совместных выступлений.
«Когда они летали на Су-27 и мы совместно выполняли "петлю Нестерова", при проходе верхней точки нам приходилось включать форсаж, то есть добавлять обороты, потому что самолёт у них вверху легче разворачивался. Нам приходилось тягой двигателя пытаться за ними удержаться. Когда самолёт идёт вниз, обычно уменьшают тягу двигателя, а нам приходилось её, наоборот, добавлять. Это психологически тяжело. А с этими самолётами добавляем не так сильно, и для нас это легче», - рассказал об особенностях групповых полётов командир «Стрижей» Денис Кузнецов.
За время пандемии сократилось количество воздушных показов в различных регионах, группа сосредоточилась на внутренних делах. Несмотря на свой статус, «Стрижи» являются обычным структурным подразделением и приравниваются к авиационной эскадрилье.