Советская авиация оставила после себя немало достижений. Одним из ярких примеров стали дирижабли. Казалось бы, эти воздушные корабли давно ушли в прошлое, но сегодня они вновь привлекают внимание инженеров и экономистов.
Дирижабли видятся перспективным решением для логистических задач в труднодоступных регионах. Они могут стать альтернативой традиционному транспорту при доставке крупногабаритных грузов.
Первый полёт и особенности конструкции
9 апреля 1932 года стало важной датой для советского воздухоплавания. Дирижабль «СССР В-1» под командованием Виктора Нижевского совершил первый полёт. Аппарат, разработанный группой инженеров в ЦАГИ, стал символом технологического прогресса и открыл новую эру в использовании дирижаблей.

Создание первого советского дирижабля заняло всего два года. Оболочку изготовили на заводе «Каучук», 10-метровую гондолу – в ЦАГИ, окончательная сборка проходила в Ленинграде на Волковом поле. 29 апреля 1932 года дирижабль совершил перелёт из Ленинграда в Москву – в столицу он прибыл к 1 мая, а 7 ноября участвовал в параде над Красной площадью вместе с «СССР В-2», «СССР В-3» и «СССР В-4».
«СССР В-1» был дирижаблем мягкого типа. Его матерчатая оболочка служила одновременно и газовым баллоном, что упрощало конструкцию. Конструкторы ЦАГИ разработали оригинальную систему крепления гондолы непосредственно к поясу оболочки, без внутренней подвески. Стабилизаторы и рули имели дюралевый каркас с матерчатой обшивкой, аналогичный крылу и оперению самолётов того времени.

Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики
«Дирижабль использовался как рейсовое пассажирское судно, совершал агитационные полёты. «СССР В-1″ также был полезен для проведения научных исследований, борьбы с лесными пожарами, работ в интересах агрохозяйства», – пояснили нам в ЦАГИ.
Военное применение
В годы Великой Отечественной войны дирижабли применялись в первую очередь в качестве аэростатов заграждения, но также они использовались и как корректировщики огня и для доставки топлива, десанта и военных грузов. Советская авиация понесла тяжёлые потери в начале войны, возникла нехватка самолётов для подготовки десантников. Использование привязных аэростатов и дирижаблей стало экономичным и быстрым решением. Центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.

Аэростаты заграждения применялись для защиты от авианалётов. В 1943 году оборону Москвы обеспечивали 440 заградительных постов, а на фронтах использовалось около трёх тысяч аэростатов. Дирижабль «Победа» в 1945 году помогал морякам в Севастополе обнаруживать мины и затонувшие корабли в Чёрном море.
Современные перспективы
В настоящее время дирижабли вновь рассматриваются как перспективный вид транспорта. Они могут эффективно использоваться в Арктике и других труднодоступных регионах, где отсутствует развитая инфраструктура. Дирижабли способны перевозить крупногабаритные грузы на большие расстояния, не требуя взлётно-посадочных полос. Эксплуатация дирижаблей может быть экономически выгоднее, чем использование самолётов или вертолётов. В Ростехе считают, что дирижабли могут занять до 30% грузопотока в Арктике.
Различные российские конструкторские бюро разрабатывают новые модели дирижаблей, в том числе тяжёлые грузовые гибридные, способные перевезти от 30 до 200 тонн груза на расстояние до 3000 км. Так, например, «АэроКонструкторское Бюро Дирижаблестроения» проектирует дирижабль грузоподъёмностью свыше 60 тонн. А «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» занимается созданием сверхэффективных композиционных материалов для оболочек. Сейчас в нескольких регионах России идут экспериментальные грузоперевозки беспилотными летательными аппаратами вертолётного типа, однако их грузоподъёмность (~200 кг) не сравнится с возможностями дирижаблей.

При этом Арктика, занимающая значительную часть территории России, нуждается в эффективной логистике. К 2030 году грузоперевозки по Северному морскому пути должны вырасти до 70-100 млн тонн. Дирижабли могут стать ключевым элементом арктической логистики, особенно в районах, недоступных для морских судов из-за мелководья или сложной ледовой обстановки. Они способны бережно перевозить крупногабаритное оборудование для нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также доставлять продукты питания, медикаменты и товары первой необходимости. Использование дирижаблей позволит сократить затраты и время на реализацию проектов в Арктике.
Сегодня экономика требует разукомплектовывать крупнотоннажные грузы до узлов менее 60 тонн, чтобы доставить их до места назначения по временным дорогам. Дирижабли позволят отказаться от строительства временных дорог, что значительно удешевит и ускорит работу в труднодоступных регионах. Россия имеет все шансы стать лидером в дирижаблестроении, поскольку обладает обширными и труднодоступными территориями, требующими освоения.
Доставка консолей крыла МС-21 из Ульяновска в Иркутск
Ещё одно перспективное направление – использование дирижаблей в авиастроении. Логистика российских авиазаводов и предприятий кооперации строится на мультимодальных перевозках: крупногабаритные компоненты транспортируются по железной дороге на специализированных платформах, средние и срочные грузы – автомобильным и авиатранспортом, а для удалённых регионов применяются комбинированные схемы.
Например, доставка консолей крыла для самолёта МС-21 из Ульяновска в Иркутск осуществляется автотранспортом. Консоль, закреплённая на раме трейлера, преодолевает 4500-4850 километров за 10 дней со средней скоростью движения не более 60 км/ч. Выбор автотранспорта обусловлен экономической целесообразностью при текущих объёмах производства. Можно было бы осуществлять доставку авиатранспортом, однако, для этого необходим специализированный самолёт, создание которого оправдано при больших объёмах производства.

Основная сложность при доставке консолей крыла автотранспортом – это погодные условия и безопасность. Дирижабли могут решить эти проблемы, обеспечивая быструю и надёжную доставку груза независимо от погодных условий и дорожной обстановки. Скорость доставки дирижаблем будет значительно выше, чем автотранспортом, современные модели могут выполнять полёт со скоростью 150-200 км/час. Вместо декады крыло из Ульяновска в Иркутск можно доставить за 2-3 дня.
Возможности доставки крыла для китайского самолёта С929
Китайская COMAC разрабатывает широкофюзеляжный самолёт С929, который ранее был совместным с Россией проектом. Крыло для этого самолёта было разработано АО «АэроКомпозит», оно прошло продувки в ЦАГИ. Сейчас ОАК не участвует в реализации проекта этого лайнера, но может изготавливать для него крыло, консоли которого представляют собой длинномерные композитные конструкции.
В будущем при серийном производстве возникнет вопрос доставки крыла на завод в Шанхай. Из-за большого размера консоли не помещаются в грузовой кабине Ан-124, и использование дирижаблей можно рассматривать, как один из наиболее надёжных и экономически целесообразных элементов логистики.
* * *
Сегодня дирижабли, пережив период забвения, вновь привлекают внимание благодаря своей потенциальной эффективности в труднодоступных регионах. В России ведутся разработки новых моделей и материалов, а применение дирижаблей в народном хозяйстве открывает перспективы для возрождения отрасли и укрепления позиций России в этой сфере.
Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»