Современные дирижабли предлагают новое решение для транспортировки негабаритных грузов

Дирижабль В-1 и его экипаж / Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики

Советская авиация оставила после себя немало достижений. Одним из ярких примеров стали дирижабли. Казалось бы, эти воздушные корабли давно ушли в прошлое, но сегодня они вновь привлекают внимание инженеров и экономистов.

Дирижабли видятся перспективным решением для логистических задач в труднодоступных регионах. Они могут стать альтернативой традиционному транспорту при доставке крупногабаритных грузов.

Первый полёт и особенности конструкции

9 апреля 1932 года стало важной датой для советского воздухоплавания. Дирижабль «СССР В-1» под командованием Виктора Нижевского совершил первый полёт. Аппарат, разработанный группой инженеров в ЦАГИ, стал символом технологического прогресса и открыл новую эру в использовании дирижаблей.

Вывод дирижабля В-4 из эллинга, снимок 1933 г. Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики

Создание первого советского дирижабля заняло всего два года. Оболочку изготовили на заводе «Каучук», 10-метровую гондолу – в ЦАГИ, окончательная сборка проходила в Ленинграде на Волковом поле. 29 апреля 1932 года дирижабль совершил перелёт из Ленинграда в Москву – в столицу он прибыл к 1 мая, а 7 ноября участвовал в параде над Красной площадью вместе с «СССР В-2», «СССР В-3» и «СССР В-4».

«СССР В-1» был дирижаблем мягкого типа. Его матерчатая оболочка служила одновременно и газовым баллоном, что упрощало конструкцию. Конструкторы ЦАГИ разработали оригинальную систему крепления гондолы непосредственно к поясу оболочки, без внутренней подвески. Стабилизаторы и рули имели дюралевый каркас с матерчатой обшивкой, аналогичный крылу и оперению самолётов того времени.

Дирижабль В-1
Фото из архива Долгопрудненского конструкторского бюро автоматики

«Дирижабль использовался как рейсовое пассажирское судно, совершал агитационные полёты. «СССР В-1″ также был полезен для проведения научных исследований, борьбы с лесными пожарами, работ в интересах агрохозяйства», – пояснили нам в ЦАГИ.

Военное применение

В годы Великой Отечественной войны дирижабли применялись в первую очередь в качестве аэростатов заграждения, но также они использовались и как корректировщики огня и для доставки топлива, десанта и военных грузов. Советская авиация понесла тяжёлые потери в начале войны, возникла нехватка самолётов для подготовки десантников. Использование привязных аэростатов и дирижаблей стало экономичным и быстрым решением. Центром такой подготовки стал город Долгопрудный в Подмосковье.

Установка аэростата воздушного заграждения на Невском проспекте в Ленинграде в дни блокады. Архивное фото

Аэростаты заграждения применялись для защиты от авианалётов. В 1943 году оборону Москвы обеспечивали 440 заградительных постов, а на фронтах использовалось около трёх тысяч аэростатов. Дирижабль «Победа» в 1945 году помогал морякам в Севастополе обнаруживать мины и затонувшие корабли в Чёрном море.

Современные перспективы

В настоящее время дирижабли вновь рассматриваются как перспективный вид транспорта. Они могут эффективно использоваться в Арктике и других труднодоступных регионах, где отсутствует развитая инфраструктура. Дирижабли способны перевозить крупногабаритные грузы на большие расстояния, не требуя взлётно-посадочных полос. Эксплуатация дирижаблей может быть экономически выгоднее, чем использование самолётов или вертолётов. В Ростехе считают, что дирижабли могут занять до 30% грузопотока в Арктике.

Различные российские конструкторские бюро разрабатывают новые модели дирижаблей, в том числе тяжёлые грузовые гибридные, способные перевезти от 30 до 200 тонн груза на расстояние до 3000 км. Так, например, «АэроКонструкторское Бюро Дирижаблестроения» проектирует дирижабль грузоподъёмностью свыше 60 тонн. А «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» занимается созданием сверхэффективных композиционных материалов для оболочек. Сейчас в нескольких регионах России идут экспериментальные грузоперевозки беспилотными летательными аппаратами вертолётного типа, однако их грузоподъёмность (~200 кг) не сравнится с возможностями дирижаблей.

Дирижабль «Атлант» / Фото: лицензия Creative Commons

При этом Арктика, занимающая значительную часть территории России, нуждается в эффективной логистике. К 2030 году грузоперевозки по Северному морскому пути должны вырасти до 70-100 млн тонн. Дирижабли могут стать ключевым элементом арктической логистики, особенно в районах, недоступных для морских судов из-за мелководья или сложной ледовой обстановки. Они способны бережно перевозить крупногабаритное оборудование для нефтегазовой и горнодобывающей промышленности, а также доставлять продукты питания, медикаменты и товары первой необходимости. Использование дирижаблей позволит сократить затраты и время на реализацию проектов в Арктике.

Сегодня экономика требует разукомплектовывать крупнотоннажные грузы до узлов менее 60 тонн, чтобы доставить их до места назначения по временным дорогам. Дирижабли позволят отказаться от строительства временных дорог, что значительно удешевит и ускорит работу в труднодоступных регионах. Россия имеет все шансы стать лидером в дирижаблестроении, поскольку обладает обширными и труднодоступными территориями, требующими освоения.

Доставка консолей крыла МС-21 из Ульяновска в Иркутск

Ещё одно перспективное направление – использование дирижаблей в авиастроении. Логистика российских авиазаводов и предприятий кооперации строится на мультимодальных перевозках: крупногабаритные компоненты транспортируются по железной дороге на специализированных платформах, средние и срочные грузы – автомобильным и авиатранспортом, а для удалённых регионов применяются комбинированные схемы.

Например, доставка консолей крыла для самолёта МС-21 из Ульяновска в Иркутск осуществляется автотранспортом. Консоль, закреплённая на раме трейлера, преодолевает 4500-4850 километров за 10 дней со средней скоростью движения не более 60 км/ч. Выбор автотранспорта обусловлен экономической целесообразностью при текущих объёмах производства. Можно было бы осуществлять доставку авиатранспортом, однако, для этого необходим специализированный самолёт, создание которого оправдано при больших объёмах производства.

Фото: © пресс-служба ПАО «ОАК»

Основная сложность при доставке консолей крыла автотранспортом – это погодные условия и безопасность. Дирижабли могут решить эти проблемы, обеспечивая быструю и надёжную доставку груза независимо от погодных условий и дорожной обстановки. Скорость доставки дирижаблем будет значительно выше, чем автотранспортом, современные модели могут выполнять полёт со скоростью 150-200 км/час. Вместо декады крыло из Ульяновска в Иркутск можно доставить за 2-3 дня.

Возможности доставки крыла для китайского самолёта С929

Китайская COMAC разрабатывает широкофюзеляжный самолёт С929, который ранее был совместным с Россией проектом. Крыло для этого самолёта было разработано АО «АэроКомпозит», оно прошло продувки в ЦАГИ. Сейчас ОАК не участвует в реализации проекта этого лайнера, но может изготавливать для него крыло, консоли которого представляют собой длинномерные композитные конструкции.

В будущем при серийном производстве возникнет вопрос доставки крыла на завод в Шанхай. Из-за большого размера консоли не помещаются в грузовой кабине Ан-124, и использование дирижаблей можно рассматривать, как один из наиболее надёжных и экономически целесообразных элементов логистики.

* * *

Сегодня дирижабли, пережив период забвения, вновь привлекают внимание благодаря своей потенциальной эффективности в труднодоступных регионах. В России ведутся разработки новых моделей и материалов, а применение дирижаблей в народном хозяйстве открывает перспективы для возрождения отрасли и укрепления позиций России в этой сфере.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (5 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...