Сколько стоит создание МС-21

Разработка МС-21 в ОКБ им. Яковлева началась в начале 2000-х годов. Первоначальная цена самолёта для заказчиков составляла $16-24 млн в зависимости от модели, что в 2005-2006 годах было существенно ниже цен аналогов, и даже естественный рост цены самолёта обеспечивал разницу цен семейства МС-21 и зарубежных аналогов не менее 15% до конца производства.

По оценкам участников проекта, в середине 2000-х годов на проектирование, разработку и сертификацию МС-21 требовалось порядка 14,825 млрд руб. Из этой суммы 6,67 млрд руб. предоставляло государство в рамках целевой программы развития гражданской авиационной техники. Ещё 8,155 млрд руб. участники проекта должны были привлечь самостоятельно. Планировалось, что из федерального бюджета будет профинансировано 40% работ, на заёмные средства составят 25%, а участники программы должны были покрыть порядка 35% расходов.

Для обеспечения необходимого финансирования "Иркут" пытался найти зарубежного партнёра, но переговоры с Китаем, Airbus и канадской Bombardier не увенчались успехом, и в 2007 году проект был продолжен без партнёров.

В 2008-м основным заказчиком самолёта выступило государство, указом президента России корпорация была назначена головным разработчиком, началось полноценное государственное финансирование, и в полном масштабе были развёрнуты работы по проектированию самолёта.

Общая стоимость проекта МС-21 на начальном этапе проектирования оценивалась в 3,947 млрд долл. В дальнейшем она была скорректирована в сторону увеличения. В июле 2012 года в рамках авиасалона Фарнборо президент корпорации "Иркут" Алексей Фёдоров, сообщил о распределении долей финансирования создания самолёта. В рамках федеральных целевых программ из госбюджета выделялось более 2 млрд долл., ещё порядка 1 млрд долларов выделил Сбербанк в виде 12-летнего кредита. "Иркут" и его партнёры по проекту МС-21 вложили 1,5 млрд долл. Таким образом, общий бюджет проекта составил 4,5 млрд долл.

На конец 2015 года в разработку МС-­21 было вложено 128 млрд рублей, из которых 90 млрд руб. бюджетных и 38 млрд руб. внебюджетных средств. В целом стоимость разработки оценивалась приблизительно в 245 млрд руб., что соответствует мировым практикам – создание нового среднемагистрального самолёта обходится примерно в $6–7 млрд.

В 2018 году Счётная палата провела аудит программы создания самолёта МС-21. В ведомстве подсчитали, что на реализацию проекта в целом к 2018 году уже было направлено более 158 млрд рублей. Общая стоимость проекта до 2025 года осенью 2018-го оценивалась в 437,4 млрд рублей, а совокупная стоимость проекта в рублях выросла в 2,3 раза.

Счётная палата оценила стоимость создания МС-21

На изменение стоимости проекта повлиял рост курса валют: с 2008 года он увеличился почти в 2,8 раза с 23,5 до 65,6 руб. за 1 доллар США, а также рост инфляции. В долларовом эквиваленте затраты на опытно-конструкторские работы увеличились не более чем на 5%. Дополнительные бюджетные средства требуются на создание системы послепродажного обслуживания и запуск серийного производства.

Для снижения технологической зависимости иностранный производитель бортового радиоэлектронного оборудования был заменён на профильное российское предприятие - авионику, включая ЖК-мониторы, поставляет компания-интегратор ООО "ОАК — Центр комплексирования". Также по результатам испытаний возрос объём работ, связанных с конструктивными изменениями систем и агрегатов, в которых применялись инновационные технические решения и технологии, - в первую очередь, это относится к силовым конструкциям из полимерных композиционных материалов.

На «чёрное крыло» МС-21 из российских материалов выделили дополнительные средства

Существенные изменения в проект пришлось вносить в связи с введением санкций против российских компаний и организаций, в частности после введения санкций в сентябре 2018 года против ЗАО "АэроКомпозит", которое для МС-21 выпускает композитное крыло. На замену импортных материалов, из которых сейчас изготавливается крыло, будет выделено дополнительно 2,7 млрд руб. Из 250 млрд рублей, которые ГК "Ростех" готова выделить Объединённой авиастроительной корпорации, большая часть пойдёт на программу МС-21. Средства необходимы для покрытия существующего дефицита по программе, на модернизацию производств и опытно-конструкторские работы, а также затраты на импортозамещение и закупку комплектующих.

В 2019 году на проект МС-21 Правительство выделило 1,58 млрд руб., в 2020 и 2021 годах — 4,11 млрд и 4,81 млрд руб. соответственно. Субсидированию подлежат 90% затрат на реализацию и обслуживание лайнеров МС-21.

Таким образом, с учётом средств выделяемых государством на ближайшие три года, а также на импортозамещение материалов для выпуска крыла, всего к 2021 году на программу создания самолёта будет выделено 450,6 млрд рублей. Пока точно не известно, в каком объёме будут инвестированы дополнительные средства "Ростеха", но уже очевидно, что общий объём затрат на разработку, импортозамещение, подготовку и модернизацию производств, сертификацию и запуск серийного производства, а также послепродажное обслуживание превысит полтриллиона рублей, что по текущему курсу - более $7,6 млрд.

Как было сказано выше, создание нового среднемагистрального самолёта обходится примерно в $6–7 млрд. Если из общей суммы предполагаемых затрат $7,6 млрд исключить затраты на импортозамещение, то становится очевидным, что стоимость разработки МС-21 вполне укладывается в общемировой тренд.

Справка: каталожная цена самолёта МС-21-300 составляет 96 млн 100 тыс долларов США.

Ссылки:
http://www.yak.ru/FIRM/int_switch.php?int=4
http://www.yak.ru/FIRM/art_switch.php?art=5
https://www.rbc.ru/newspaper/2019/02/19/5c6acc459a7947199e9fcc62 https://tass.ru/ekonomika/5744816
https://www.rbc.ru/politics/07/03/2019/5c7cfe589a79476edb075345

Счётная палата рекомендует ОАК минимизировать риски и избежать затягивания сроков создания МС-21

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (11 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ