С 16 февраля авиакомпания «Саратовские авиалинии» после внеочередных технических проверок самолётов Ан-148 специалистами авиационно-технической базы авиакомпании возобновляет полёты на этом типе ВС с усиленным экипажем, в состав которого будет входить пилот-инструктор.
Воздушные суда, входящие в авиапарк авиакомпании, соответствуют всем требованиям эксплуатационной документации.
В свою очередь, Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) по расследованию катастрофы самолёта Ан-148-100В RA-61704 информирует, что расшифровка и предварительный анализ записи бортового звукового регистратора подтвердили информацию, зарегистрированную параметрическим регистратором полётных данных.
Особая ситуация на борту ВС начала развиваться примерно через 2 мин 30 сек после отрыва на высоте около 1300 метров и приборной скорости 465-470 км/ч, когда стали появляться расхождения в показаниях скорости от МВП1 (модуль воздушных параметров) (ППД1) левого лётчика и МВП3 (ППД3, резервный). Самописец не регистрирует значения скорости от МВП2 (ППД2) правого лётчика. Существенных отличий в индикации высоты (от тех же источников: МВП1 и МВП3) не было. Через ~25 секунд расхождения достигли ~30 км/ч (скорость от МВП1 была больше) и появилась разовая команда (сообщение экипажу): Vприборная – СРАВНИ. Регистрация разовой команды на данном этапе продолжалась примерно 10 секунд, после чего прекратилась.
Примерно через 50 секунд, на высоте около 2000 метров, данная разовая команда зарегистрирована снова, причём в этот раз скорость от МВП3 была больше и продолжала расти, а скорость от МВП1 продолжала падать.
После второго появления указанной разовой команды (сообщения) экипаж отключил автопилот. Весь дальнейший полёт проходил в ручном режиме.
Показания скорости от МВП1 продолжали падать и через 34 секунды после отключения автопилота стали равны 0. При этом показания скорости от МВП3 составляли 540-560 км/ч.
В течение примерно 50 секунд после отключения автопилота полёт проходил на высоте 1700-1900 м с изменениями вертикальной перегрузки в пределах от 1.5 до 0.5 g.
После этого, при сохранении значений скорости от МВП1 0 км/ч, начали интенсивно падать значения скорости от МВП3 (до 200 км/ч и ниже). В дальнейшем самолёт был переведён в интенсивное снижение с углами тангажа на пикирование 30-35 градусов и вертикальной перегрузкой до 0 g.
Столкновение с землей произошло около 11:27:05. Перед столкновением с землей показания скорости от МВП3 начали интенсивно расти и к моменту столкновения составили около 800 км/ч. Показания скорости от МВП1 продолжали быть равными 0.
В момент столкновения с землей угол тангажа на пикирование составлял около 30 градусов, за 4-5 секунд до столкновения у самолёта стал развиваться правый крен, который достиг 25 градусов.
Предварительный анализ данных бортового параметрического регистратора, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации на борту потерпевшего крушение Ан-148 "Саратовских авиалиний", могли стать неверные данные о скорости полёта на индикаторах КВС и второго пилота, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приёмников полного давления (ППД) при выключенном состоянии систем их обогрева. В соответствии с п. 3.5.1
По утверждению источника газеты
По версии собеседника “Ъ”, данные расшифровки свидетельствуют о том, что пилоты так и не поняли, из-за чего возникли искажённые показания скорости на дисплеях и, соответственно, в принципе не могли справиться с этой критической ситуацией.
Полученная информация Комиссией по расследованию авиационного происшествия направлена в Следственный комитет Российской Федерации. Комиссия продолжает работу.