Сакский тренажёр НИТКА для подготовки лётчиков палубной авиации

В сентябре 1976 года было принято решение о строительстве на аэродроме Новофёдоровка в Саки в Крыму комплекса подготовки лётчиков корабельной авиации для строящихся авианесущих крейсеров проекта 1143.5. В августе 1982 года на научно-испытательном и тренировочном авиационном комплексе НИТКА началась экспериментальная отработка трамплинного способа взлёта самолётов-истребителей. Трамплин представлял собой полноразмерную копию носовой части авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» (наименования в порядке присвоения: «Советский Союз», «Рига», «Леонид Брежнев», «Тбилиси).

Трамплин Т-1, спроектированный в Невском проектно-конструкторском бюро в Ленинграде, был смонтирован на «Нитке» летом 1982 года. Он имел высоту 5 м, длину 60 м, ширину 30 м и угол схода самолёта 8,5°, рассказал журнал «Взлёт».

К испытаниям привлекли доработанные прототипы истребителей 4-го поколения: третий опытный образец Су-27 исходной компоновки (Т10-3) и седьмой лётный экземпляр МиГ-29 (№918). Кроме того, ЛИИ им. Громова выделил МиГ-27 №603, а МЗ им. П.О. Сухого – опытный Су-25 (Т8-4), на котором предполагалось отработать возможность укороченного взлёта самолётов-штурмовиков в интересах обеспечения их базирования на аэродромах с короткими или разрушенными ВПП.

Первые тренировки на тренажёре НИТКА в Новофёдоровке

Первый взлёт с трамплина Т-1 осуществил 21 августа 1982 года лётчик-испытатель ММЗ им. А.И. Микояна Авиард Фастовец на МиГ-29 №918. Спустя неделю, 28 августа, с трамплина стартовал и Т10-3, управляемый лётчиком-испытателем МЗ им. П.О. Сухого Николаем Садовниковым.

Всего в ходе первого этапа испытаний на комплексе «Нитка», продолжавшегося до середины сентября, на самолёте Су-27 (Т10-3) было выполнено 27 полётов, в т.ч. 17 – с трамплина Т-1, на МиГ-29 №918 – два десятка полётов. На Су-27 при взлётной массе 18 т длину разбега удалось довести до 142 м, а скорость отрыва – до 178 км/ч, а на МиГ-29, имеющем массу 14,5 т – до 150 м и 180 км/ч.

Взлёт штурмовика Су-25 с трамплина тренажёра НИТКА в Новофёдоровке. Фото: © ИТАР-ТАСС

По результатам испытаний и исследований специалистов ЦАГИ, ЛИИ и ОКБ было принято решение об изменении профиля взлётного трамплина с увеличением угла схода до 14,3°. Новый трамплин Т-2 высотой 5,6 м, длиной 53,5 м и шириной 17,5 м, появился на «Нитке» спустя два года. Аналогичный профиль получила и носовая часть палубы будущего «Кузнецова».

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...