Генеральный директор лоукостера «Победа» Андрей Калмыков обратился к руководителю Росавиации Александру Нерадько с предупреждением о неблагополучном финансовом состоянии авиакомпании "ЮТэйр". Об этом пишет газета "
«По данным из открытых источников, стоимость чистых активов Utair на конец 2017 г. и первого полугодия 2018 г. имела отрицательные значения», – говорится в письме, написанном в ноябре 2018 г. Согласно «Методическим рекомендациям по оценке финансово-экономического состояния эксплуатантов», это «является показателем недостаточности финансовых ресурсов у авиакомпании», предупреждает А.Калмыков.
По его мнению, недостаточное финансирование представляет серьёзную угрозу безопасности полётов, несёт высокие риски внезапной остановки деятельности и может привести к массовому нарушению прав пассажиров. Он напоминает Росавиации, что авиакомпания обязана подтверждать наличие достаточных финансовых ресурсов и имущества для эксплуатации судов и поддержания их лётной годности, а контроль за этим возложен на Росавиацию.
Но конкретных предложений о том, как властям следует реагировать на ситуацию в "ЮТэйр", в письме не содержится. Калмыков заканчивает его словами «направляется для информации».
20 декабря 2018 года авиакомпания "ЮТэйр" допустила дефолт по синдицированному кредиту 11 банков, всего по двум синдицированным кредитам долг составляет 38,6 млрд руб., ещё 17,4 млрд – отдельно Сбербанку, 4,9 млрд – структурам «Сургутнефтегаза» и 3,3 млрд руб. – по облигациям. Перевозчик ведёт с синдикатом переговоры о реструктуризации. При этом сбоев в полётах "ЮТэйр" не допускает.
Возможно, Росавиация проигнорирует «сигнал» конкурента. В случае отрицательной стоимости чистых активов никакие действия регулятор принимать не должен - просрочек платежей по зарплатам, платежам в бюджеты и по операционной деятельности "ЮТэйр" не допускает. "Отрицательное значение чистых активов не обязательно является признаком неплатёжеспособности. Компания и при отрицательных активах может получать доход и платить по обязательствам», - говорят источники "Ведомостей".
Чистые активы "ЮТэйр" были отрицательными на конец 2017 г. и на середину 2018 г. не только по РСБУ, но и по МСФО. Но гораздо хуже, что отношение EBITDAR (прибыль до амортизации, выплаты налогов, процентов по кредитам и лизинговых платежей) к выплатам банкам и лизинговым компаниям снизилось с 1,85 в 2017 г. до 0,83 в первом полугодии 2018 г. Если показатель ниже 1, это значит, что компания может быть не способна обслуживать кредиты и платить лизингодателям.
На российском рынке снова образовался избыток самолётов, для их загрузки на фоне падающих доходов населения авиакомпании вынуждены держать низкие цены, что делает отрасль убыточной. Это будет продолжаться, пока кто-то не уйдёт с рынка, что облегчит жизнь всем оставшимся. После того как в 2015 году обанкротилась «Трансаэро», в 2016 г. все крупнейшие игроки – «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair – показали рекордную прибыль.