Совет директоров «Трансаэро» согласился создать нового перевозчика на базе обанкротившейся авиакомпании, сообщает газета «Ведомостям», ссылаясь на генерального директора «Трансаэро» Александра Бурдина. В начале ноября план был представлен на рассмотрение совета директоров и теперь его должны утвердить кредиторы.
Восстановить "Трансаэро" в прежнем виде не получится, т.к не хватит активов, считает Бурдин. Активы он оценивает в 3–5 млрд руб., признанный судом долг – 128 млрд руб., всего претензий предъявлено на 251 млрд руб. В презентации, подготовленой к заседанию совета директоров предлагается упразднить старую авиакомпанию, а все ликвидные активы, в том числе бренд, вывести в новую, которая и начнет полёты с нуля. Бренд «Трансаэро» – важный актив, способный обеспечить привлечение и лояльность пассажиров, говорится в презентации.
Акционерами новой авиакомпании станут кредиторы старой, владелец контрольного пакета «Трансаэро» Александр Плешаков доли в ней не получит, говорит Бурдин.
"Кредиторы получат доли пропорционально долгу в новой работающей компании, долг фактически конвертируется. Это предусмотрено законом о банкротстве. При этом как только долг будет конвертирован в акции новой компании, банки смогут немедленно распустить резервы под кредиты старой "Трансаэро" и пустить эти средства в оборот. Полученные же акции новой компании можно поставить на баланс, заложить или продать. Новая компания будет чистой и сможет привлекать новые кредиты", — сказал гендиректор "Трансаэро".
Это новая для России схема, отметил Бурдин, в мире она уже использовалась для перезапуска обанкротившихся авиакомпаний, например Delta и Northwest Airlines.
Уже с апреля 2017 года новая авиакомпания планирует начать летать, пока только на внутрироссийских направлениях – доступ на международные линии по законодательству возможен только после двух лет работы.
Перевозчик не планирует сразу выходить на высококонкурентный Московский авиаузел, говорится в проекте обращения Бурдина к кредиторам. Бурдин предлагает двойное базирование – в Санкт-Петербурге, Краснодаре и в Сочи. Первые два города входят в пятёрку крупнейших по пассажиропотоку в Европейской России, можно открыть рейсы и в Москву, и в другие города России, а ставку сделать именно на развитие новых маршрутов, сказано в презентации. Перевозки по России в отличие от международных растут: за девять месяцев – на 5,5% до 43,45 млн человек.
Использовать самолёты старой «Трансаэро», а это 11 Boeing: семь 737 и четыре дальнемагистральных, новой компании не понадобится. Компания будет начинать полёты на 10 новых Boeing 737-800 и пяти Sukhoi SuperJet 100, а по мере роста добавить ещё пять Boeing 737-800 и 10 Boeing 737 MAX или его российский аналог – МС-21.
Все суда будут браться в лизинг, так что на запуск проекта понадобится всего $20 млн, добавляет Бурдин. Эти средства можно получить за счет продажи активов «Трансаэро». Затем до 2018 г. понадобится еще $55 млн. В 2018–2020 гг. компания планирует перевозить 4,1 млн пассажиров в год и достичь выручки в 31,4–35,9 млрд руб., говорится в презентации, рентабельность по EBIT (после уплаты лизинговых платежей) будет 4,4%.
Эксперты в банковской и авиатранспортной сфере высказывают сомнение, что предложенный план сработает. Договариваться о лизинге будет непросто: российским лизинговым компаниям из-за банкротства «Трансаэро» пришлось терпеть убытки, иностранным – возвращать самолёты, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов.
Запуск авиакомпании – капиталоемкий процесс, а рынок авиаперевозок стагнирует, свободных ниш нет, констатирует главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий, то, что освободилось, когда «Трансаэро» прекратила полёты год назад, разобрали конкуренты. Вопрос и в том, насколько выгодные тарифы сможет предложить новая авиакомпания, говорит эксперт. Переоценивать узнаваемость бренда не стоит, предостерегает Юминов: остановка полётов доставила многим проблемы. Неочевидно, что люди полетят только ради бренда, согласен Синицкий.