35 лет назад, 13 мая 1989 года, состоялся первый полёт сверхтяжёлого транспортного самолёта Ан-225 «Мрия» (бортовой номер CCCP-82060), созданного в ОКБ Антонова, с советским многоразовым космическим кораблём «Буран», закреплённым на верхней части фюзеляжа Ан-225. В ходе этого полёта самолёт перевёз космический корабль с аэродрома в Жуковском на космодром Байконур.
Ан-225 был специально разработан для транспортировки различных компонентов ракеты-носителя «Энергия» и космического корабля «Буран». Предполагалось также использовать Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн. Оранжевый наконечник на носу самолёта – это датчик углов атаки и скольжения ДУАС, который устанавливался на период испытаний.
Через месяц после первого полёта с «Бураном», в июне 1989 года, эта впечатляющая комбинация самолёта и космического челнока была продемонстрирована на Парижском авиасалоне, вызвав огромный интерес у публики и специалистов. Программа «Буран» стала вершиной советской космонавтики. Первый и единственный космический полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Полёт прошёл полностью в автоматическом режиме и завершился успешной посадкой на аэродроме Байконур.
Несмотря на то, что сам проект «Энергия-Буран» вызывает споры на тему его целесообразности, он является убедительным свидетельством силы и возможностей отечественной инженерной мысли. В 1990 году программа была приостановлена и окончательно закрыта в 1993 году. Тем не менее, достижения советских инженеров и конструкторов, воплощённые в «Буране» и Ан-225, навсегда останутся в истории мировой авиации и космонавтики.
В конце февраля 2022 года украинские военные артиллерийским ударом по ангару на аэродроме Гостомель, где находился тогда самолёт, уничтожили (https://aviation21.ru/ukrainskie-voennye-unichtozhili-samyj-krupnyj-transportnyj-samolyot-v-mire-an-225-mriya/) его. Информацию об уничтожении самолёта подтвердили сотрудники КБ «Антонов», которые заявили, что самолёт был уничтожен при обстреле взлётно-посадочной полосы аэродрома Гостомель, на которую должны были приземляться Ил-76 с российскими войсками, чтобы они не смогли этого сделать.