ПД-14 – испытания, серийное производство

Фото © ОДК

Ещё совсем недавно российский двигатель ПД-14 обсуждался в контексте «сможет ли он сдвинуть американца с крыла МС-21». Западные «партнёры» не стали дожидаться ответа и самоустранились. А двигатель PW1400G, разработанный компанией Pratt&Whitney специально для проекта МС-21, снесло с крыла набегающим потоком евро-американских амбиций, которые мы сейчас наблюдаем.

В этом материале расскажем о том, как сейчас обстоят дела с испытаниями и серийным производством ПД-14.

В условиях глобального разделения труда ни одна страна, а если мы говорим про авиацию и авиадвигателестроение, не ставит перед собой цель производить все составляющие только на своей территории. Но в условиях санкционного давления российская программа импортозамещения в авиаотрасли направлена на 100% замену импортных компонентов, а для её реализации необходимо время.

Современный авиационный двигатель создаётся в полтора-два раза дольше самолёта. Отечественный двигатель ПД-14 начал разрабатываться в 2008 году. Для инновационного продукта должен быть подготовлен соответствующий опережающий научно-технический задел. В середине 2000-х в рамках ОКР по программе ПД-14 многие технологии создавались заново, о чём говорилось на Международной конференции по двигателестроению в ЦИАМ в мае 2021 года.

Заместитель гендиректора ЦИАМ Виктор Марков. Доклад на Международной конференции по двигателестроению, 18 мая 2021 г.

Первый полёт в мае 2017 года МС-21 совершил на американских двигателях. ПД-14 получил сертификат типа полтора года спустя – в октябре 2018-го, а среднемагистральный МС-21-310 (борт 73055) с отечественными двигателями поднялся в небо в декабре 2020 года. В конце марта-2022 крыло, изготовленное из российских композитов, прошло климатикопрочностные испытания в ЦАГИ. Сейчас опытный самолёт 73055 с двигателем ПД-14 проходит лётные сертификационные испытания в Жуковском.

Борт 73055 оснащён двигателями ПД-14, иностранной авионикой и крылом из иностранных ПКМ. В полётах выполняются горячие и холодные запуски двигателей, а также запуски после длительного охлаждения. Ведущий инженер по лётным испытаниям МС-21 Павел Сокут рассказал, что в полётах последовательно выполняется серия различных запусков как левого, так и правого двигателя, причём различными способами. «Программа испытаний подразумевает охлаждение двигателя перед штатным выключением, потом охлаждение перед запуском», – пояснил специалист по завершении одного из испытательных полётов.

Как рассказал в интервью каналу «Россия 24» генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, задача ОАК – интенсифицировать программу испытаний. Запланировано большое количество полётов МС-21-310, для чего выделено два самолёта – 73055 и 73051. «Мы надеемся, что сейчас под те сроки, которые мы поставили, мы вместе с коллегами двигателистами максимально сожмём программу и получим одобрение сертификата типа с новым двигателем в максимально сжатые сроки», – заявил Юрий Слюсарь.

Он пояснил, что необходимо быть готовыми к высокосерийному производству самолётов, для чего требуются инвестиции в техническое перевооружение, наём персонала, и здесь ОАК идёт по пути привлечения масштабных инвестиций.

«Роль государства будет в компенсации части процентных ставок по кредитам, которые будут привлекаться на эти цели. Кредиты достаточно значительные, поэтому мы рассчитываем на помощь государства», – сказал гендиректор ОАК.

Новые российские двигатели ПД-14 производятся в широкой кооперации предприятий ОДК, где головным производителем является «ОДК-Пермские моторы». Здесь производится газогенератор, проходит финальная сборка и испытания двигателя. Узлы компрессора низкого давления изготавливает рыбинское «ОДК-Сатурн». Турбину низкого давления и лопатки вентилятора – «ОДК-УМПО» в Уфе, коробку приводов и центральный привод – производственный комплекс «Салют» в Москве, реверсивное устройство – пермский «Машиностроитель». Порядка 120 предприятий России являются поставщиками комплектующих для изготовления нового двигателя.

ПД-14 имеет высокую степень готовности для коммерческой эксплуатации в составе самолёта МС-21. На текущий момент уже есть предварительные заказы на силовые установки. Чтобы вывести двигатель на рынок и выйти на серийность его производства, необходима господдержка.

МС-21-310 борт 73055 на ЛИиДК ОКБ им. Яковлева в Жуковском. Фото © ОДК

Как отметил на совещании по авиационному двигателестроению 9 декабря 2021 года глава ОДК Александр Артюхов, в числе ключевых задач, требующих решения на государственном уровне, – подготовка серийного производства, создание системы послепродажного обслуживания ПД-14 и поддержка продаж на начальных этапах. Александр Артюхов пояснил, что имеющаяся серийность позволит обеспечить объёмы поставок, обусловленные текущими предварительными договоренностями с корпорацией «Иркут» и авиакомпаниями «Аэрофлот» и Red Wings. Это, а также имеющийся портфель заказов требуют принятия решения для увеличения производства и организации стартовой системы послепродажного обслуживания.

Модернизация производства и обновление станочного парка на «ОДК-ПМ» пройдёт в ближайшие несколько лет. Уже совсем скоро начнётся поставка примерно 200 единиц станков, которые позволят нарастить производственные возможности предприятия. Затем будет приобретено ещё около 200 станков.

Ремоторизация борта 73051 под двигатели ПД-14. Фото © https://vk.com/all_sky_public

Параллельно планируется осуществить строительство и переоборудование цехов. «У нас есть план по годам, есть источники финансирования по каждому проекту. Будем модернизировать, и за ближайшие семь лет достаточно сильно преобразимся: приобретём оборудование, построим новые корпуса. Объём производства поднимем в два раза», – заявил в январе этого года исполнительный директор «ОДК-ПМ» Сергей Харин.

В рамках программы создания перспективного двигателя ПД-14 было собрано два демонстрационных образца и 11 двигателей для инженерных испытаний. Сейчас два двигателя установлены на самолёте МС-21-310 (73055), ещё два – предназначены для ремоторизации первого опытного МС-21-300 (73051), которая продолжается в Иркутске. Также изготовлены резервные двигатели для проведения лётных испытаний.

Андрей Величко
для сайта «Авиация России»


Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (15 оценок, среднее: 4,93 из 5)
Загрузка...