Фото: © пресс-служба S7 Technics

От Transit Check до D-Check. Формы ТОиР воздушных судов в деталях

Фото: © пресс-служба S7 Technics

Техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) воздушных судов представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание их лётной годности и обеспечение безопасности полётов. Этот процесс строго регламентирован и включает различные виды проверок и работ, которые выполняются с определённой периодичностью. Классификация ТОиР основывается на сложности и объёме работ, а также на частоте их проведения. В авиации применяют иерархическую систему обслуживания, где каждый уровень соответствует конкретным задачам и ресурсоёмкости.

Первым уровнем в системе ТОиР является Transit Check, представляющий собой самую простую форму проверки. Её проводят перед каждым вылетом самолёта при наличии у наземного персонала менее трёх часов. Основная задача данной проверки заключается в визуальном осмотре основных узлов и систем воздушного судна для выявления явных неисправностей. В случае, если времени у персонала больше трёх часов, то проводится форма Daily Check.

Daily Check – ежедневное обслуживание, является более расширенной формой проверки Transit Check. Обычно её проводят каждые 24 часа, хотя допускается выполнение и через 48 или 96 часов. Процедура включает более детальный осмотр двигателей, шасси, консолей крыла, механизации и хвостовго оперения. Также проводится проверка уровней жидкостей, работоспособности освещения и других элементов, влияющих на безопасность полёта.

Weekly Check или еженедельное обслуживание, выполняется каждую неделю и не требует наличия ангара. Обычно время, необходимое для этой формы ТОиР, составляет 3-4 часа и включает в себя более подробную проверку систем самолёта, а также тестирование оборудования. При этом, как и предыдущие виды проверок, еженедельная не предполагает снятие панелей обшивки или разборку узлов и агрегатов.

A-check представляет собой более сложную форму технического обслуживания, проводимую каждые 400-600 часов налёта или 200-300 полётов. Этот вид ТОиР разделяется на 10 уровней, сложность и объём работ в которых увеличиваются по мере роста уровня. На выполнение A-check уходит 50-70 человеко-часов (ЧС), а общее время выполнения составляет от 10 часов. Авиакомпании могут отсрочить проведение A-check в случае необходимости.

Следующий уровень – B-check, проводится каждые 6-8 месяцев в оборудованном ангаре. Этот вид ТОиР требует 160-180 человеко-часов и занимает от одного до трёх дней. Как правило, он включает проверку систем самолёта, а также тестирование и регулировку узлов и агрегатов. Часто, при совпадении сроков проведения ТОиР, B-check заменяется на A-check десятого уровня.

C-check является ещё более трудоёмким видом технического обслуживания, выполняемым каждые 20-24 месяца или после установленного производителем количества часов налёта. Для его выполнения самолёт выводится из эксплуатации на срок от недели до месяца и требуется ангар с большим рабочим пространством. В зависимости от уровня, для его проведения требуется до 6000 ЧС. Проверяют все системы самолёта, при этом снимаются элементы обшивки, а также узлы и агрегаты воздушного судна.

D-check представляет собой наиболее сложный и длительный вид технического обслуживания, выполняемый раз в 6-10 лет. Во время D-check проводится почти полная разборка самолёта, включая снятие лакокрасочного покрытия. Порой производится замена многих систем и элементов конструкции. На этот вид ТОиР требуется около 50 000 человеко-часов, а его выполнение может занимать от 6 до 12 месяцев. Стоимость D-check может достигать нескольких миллионов долларов.

Shop Visit (SV) – эта форма технического обслуживания делает акцент на проверке и обслуживании силовой установки и проводится с периодичностью примерно в 12 000 часов лётного времени. SV включает в себя полный осмотр, ремонт или замену компонентов двигателя для поддержания его работоспособности. При необходимости двигатель снимают с самолёта и отправляют в специализированную мастерскую для ремонта.

В России рынок технического обслуживания и ремонта воздушных судов представлен рядом компаний, наиболее известные из которых «Аэрофлот Техникс», «S7 Техникс», авиационный технический центр «Уральские авиалинии» и др. 11-12 марта в «Центре Международной Торговли» на Красной пресне в Москве пройдёт 20-я специализированная выставка-конференция по вопросам технического обслуживания и поддержания лётной годности воздушных судов.

Мероприятие предоставляет платформу для детального анализа текущего состояния отрасли, выявления тенденций, а также обсуждения путей преодоления проблем, возникших в условиях изменившейся геополитической обстановки. Ключевыми темами для обсуждения заявлены: цифровизация процессов технического обслуживания, разработки и возможности применения импортозамещённых компонентов, а также контроль лётной годности и вопросы организации восстановительных работ. Также будут рассмотрены вопросы технического обслуживания компонентов воздушных судов иностранного производства непосредственно на территории России.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (7 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...