Объявлен конкурс на ОКР по расширению эксплуатационных свойств вертолёта «Ансат-М» в импортозамещённом облике

Фото © «Авиация России»

В российском вертолётостроении реализуется комплекс мер, направленных на импортозамещение и расширение эксплуатационных характеристик отечественной техники. Модернизация вертолёта «Ансат» является одним из ключевых проектов в данном направлении. Создание модификации «Ансат-М» рассматривается как приоритетная задача, направленная на обеспечение независимости от иностранных поставщиков и создание конкурентоспособной модели, ориентированной на внутренний и мировой рынки в перспективе 25-30 лет.

Реализация программы модернизации «Ансата» началась в 2017 году. Она осуществляется в рамках государственных программ «Развитие авиационной промышленности» и «Научно-технологическое развитие Российской Федерации». В рамках указанных программ был выполнен ряд работ, включая увеличение ёмкости топливных баков, что потребовало внесения изменений в конструкцию фюзеляжа и бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО). Получено одобрение главного изменения на установку дополнительного топливного бака в пассажирском салоне, а также одобрение главного изменения «Модернизация БРЭО вертолёта Ансат». Утверждена установка оперения из полимерно-композитного материала. Проведены стендовые испытания несущего и рулевого винтов в условиях искусственного обледенения, включая испытания лопастей с улучшенной аэродинамической компоновкой.

В 2024 году проводились стендовые испытания в условиях искусственного обледенения воздухозаборника, интегрированного с отечественным двигателем ВК-650В. Испытания проводились в продольной конфигурации, имитирующей крейсерский режим полёта. На текущем этапе стоит задача завершить эти испытания в режиме висения вертолёта.

В связи с прекращением поставок комплектующих иностранного производства, возникла необходимость их замены на отечественные аналоги. В типовую конструкцию вертолёта «Ансат-М» вносятся следующие изменения: установка двигателя ВК-650В, отечественной системы запуска двигателей и генерирования постоянного тока СЗГ 27-А, системы управления с жёсткими тягами и комплекта бортового оборудования КБО-АНС, включающего автопилот и оборудование для обеспечения полётов по приборам (ППП). Кроме того, осуществляется замена кресел пилотов. Перечисленные изменения обуславливают модификацию фюзеляжа, хвостовой балки, гидравлической и масляной систем, системы охлаждения, вентиляции и обогрева, а также капотов силовой установки.

Одновременно с решением задач импортозамещения, осуществляется расширение эксплуатационных возможностей вертолёта. Планируется увеличение максимальной взлётной массы, установка противообледенительной системы и повышение ресурсных показателей основных элементов конструкции.

Для реализации указанных задач Минпромторгом РФ объявлен конкурс на проведение опытно-конструкторских работ (ОКР) под шифром «Ансат-4», целью которой является модернизация вертолёта с учётом завершения импортозамещения и расширения эксплуатационных характеристик машины. Начальная цена контракта, который будет подписан с исполнителем, составляет 3 954 101 000 ₽.

В материалах тендера на сайте госзакупок перед исполнителем ставятся следующие задачи: замена импортных компонентов на отечественные аналоги, сертификация увеличения максимальной взлётной массы до 3800 кг, завершение стендовых испытаний элементов конструкции для обеспечения установки противообледенительной системы, а также увеличение ресурсных показателей.

Завершить все работы планируется до 15 декабря 2027 года. В рамках ОКР предусмотрены изготовление опытных образцов элементов конструкции, разработка программ и методик испытаний, проведение предварительных и сертификационных испытаний, анализ отказобезопасности и квалификационные работы.

Весь комплекс ОКР разбит на три этапа:
1. Проведение комплекса работ по импортозамещению на вертолете «Ансат-М» – до 15 декабря 2025 года.
2. Проведение комплекса работ по расширению его эксплуатационных свойств – до 15 декабря 2026 года.
3. Завершение комплекса работ по расширению эксплуатационных свойств вертолёта «Ансат-М» в импортозамещенном облике – до 15 декабря 2027 года.

Результатом выполнения ОКР станут комплекты конструкторской документации, акты об изготовлении, протоколы испытаний, программы и методики испытаний, отчёты по результатам испытаний и технические акты.

По итогам работы должен быть достигнут уровень готовности разрабатываемых технологий не ниже УГТ=8 в соответствии с требованиями ГОСТ Р 58048 — 2017 «Трансфер технологий. Методические указания по оценке уровня зрелости технологий». Также должно быть определено и подтверждено соответствие модифицированной типовой конструкции вертолёта «Ансат-М» и его эксплуатационной документации требованиям Сертификационного базиса СБ АНСАТ.29-2013.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (14 оценок, среднее: 4,71 из 5)
Загрузка...