23 марта 2021 года на аэродроме Шайковка в Калужской области в дальнем бомбардировщике Ту-22М3, который ещё находился на земле, сработала система принудительного катапультирования. Из-за недостаточной высоты для раскрытия парашютов три члена экипажа при приземлении погибли. По данным Минобороны, в ходе плановой подготовки самолёта к полёту произошло нештатное срабатывание системы катапультирования.
Предварительной причиной трагедии была названа возможная техническая неисправность в системе управления. Незадолго до полёта на самолёте велись ремонтные и диагностические работы — именно они могли спровоцировать случайное срабатывание катапультных кресел.
Как
При посадке в самолёт один из пилотов среди обязательных штатных процедур должен в том числе включить систему «покидание». Но делать это необходимо при выключенном датчике «принудительное покидание». Обычно он находится за предохранителем и специальной пломбой. В ходе расследования выяснилось, что предохранитель был снят, а пломба вырвана.
Судя по всему, и переключатель «принудительное покидание» тоже был включён, раз произошло катапультирование. Пока не выяснено, до посадки экипажа в самолёт или уже после была активирована система — командир самолёта утверждает, что он мог просто не заметить снятый предохранитель. Когда к самолёту прибыли эксперты, переключатель «принудительное покидание» был выключен — следователи считают, что кто-то успел выключить его до осмотра самолёта.
Обвиняемыми были признаны техник Игорь Аристов, который обслуживал борт, и лётчик Алексей Скворцов — командир судна и единственный член экипажа, выживший в катастрофе 23 марта. По статье о нарушении правил полётов или подготовки к ним обоим грозит до семи лет заключения.