Для проведения масштабной реставрации орбитального корабля многоразового использования «Буран» (изделие 2.01 «Байкал»), в июле-августе 2024 года он был перемещён из кинокомплекса «ВоенФильм-Медынь» в Музейный комплекс УГМК в городе Верхняя Пышма. Планируется, что после завершения реставрационных работ корабль станет центральным экспонатом новой выставки, посвящённой программе «Энергия-Буран». Об этом рассказали в пресс-службе частного учреждения культуры «Музейный комплекс».
Корабль «Байкал» (изделие 2.01) является третьим лётным экземпляром советской программы «Буран». Его восстановление представляет собой сложный технический проект, требующий применения инновационных подходов и решений. Отсутствие специалистов с опытом реставрации космической техники вынуждает музейных работников выставочного комплекса в Верхней Пышме самостоятельно разрабатывать методики восстановления. Помимо этого, проблема заключается в неполноте или недоступности чертежей корабля, а также в использовании материалов, которые были применены в 1980-х годах при создании орбитального челнока.
«Мы с максимальным вниманием относимся к имеющимся оригинальным узлам и агрегатам. Технологии, материалы, приборы, применявшиеся в строительстве «Бурана», крайне сложны, что затрудняет изготовление даже макетных решений. Мы ставим перед собой задачу придать законченный внешний вид орбитальному кораблю и организовать доступ посетителей внутрь, чтобы показать как можно больше конструктивных элементов и инженерных решений, использованных при создании космической легенды», – отметил директор Музейного комплекса в Верхней Пышме Николай Резинских.

На первом этапе реставрационных работ предстоит сканирование корпуса корабля. Полученные данные позволят воссоздать недостающие элементы конструкции, такие как наружные части двигателей управления и маршевых двигателей, створку носовой стойки шасси, фрагменты остекления, а также носовой обтекатель и обтекатель кромок крыла. Особое внимание уделяется сохранению оригинальных узлов и агрегатов, представляющих собой большую историческую и техническую ценность.
«Байкал» имеет ряд отличий от «Бурана», совершившего единственный космический полёт, поскольку предназначался для более длительных и сложных миссий. В частности, на нём впервые были установлены штатные системы электропитания мощностью до 30 кВт, основанные на электрохимических генераторах с водородно-кислородными топливными элементами. Они обеспечивали прямое преобразование химической энергии в электрическую, что являлось технологическим прорывом для того времени.

Кабина «Байкала» была оборудована двумя катапультируемыми креслами К-36РБ, предназначавшимися для членов экипажа. По проекту первый пилотируемый полёт продолжительностью 24 часа «Бурана 2.01» должен был состояться в 1994 году с экипажем в составе двух космонавтов – Игоря Волка и Александра Иванченкова. Полётное задание включало проверку систем и оборудования корабля.
История «Бурана 2.01» после закрытия программы была непростой. До 2004 года он находился в цехах Тушинского машиностроительного завода, затем был перемещён на причал Химкинского водохранилища. В 2006 году корабль был продан коммерческой компании, а в 2011 году его перевезли в Жуковский для реставрации и показа на авиасалоне МАКС. Однако, по причине неисполнения обязательств, реставрационные работы не были завершены.
После МАКС-2011 корабль остался на территории ЛИИ им. Громова, где несколько лет находился в законсервированном состоянии. Осенью 2021 года собственником «Бурана 2.01» стал директор музея техники Вадим Задорожный. Восстановление корабля планировалось начать в 2022 году. Для этого был необходим специальный ангар, которого в ЛИИ им. Громова в Жуковском нет. Тогда же корабль был перемещён на территорию кинокомплекса «ВоенФильм-Медынь» в Калужской области, где собирались выполнить работы по его реставрации.

Внешний вид корабля в данный момент находится в неудовлетворительном состоянии. Консоли крыла потеряли часть огнеупорной обшивки, некоторые детали получили повреждения, отсутствует шасси. В процессе реставрации предстоит восстановление корпуса, повреждённых и отсутствующих элементов. Проект реставрации предполагает создание специального павильона для размещения «Байкала» в будущей экспозиции Музейного комплекса УГМК, строительство которого идёт в Верхней Пышме в настоящее время.
Внутри павильона будут представлены как сам отреставрированный корабль, так и другие экспонаты, рассказывающие об истории программы «Энергия-Буран». Посетители музея смогут увидеть конструктивные элементы и технические решения, использованные при создании корабля. Кроме того, будет предусмотрен доступ внутрь корабля для детального осмотра его внутреннего устройства.
При подготовке статьи были использованы архивные материалы сайта buran.ru
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»