mc-21-310 pd-14 73055

МС-21 — итоги 2020 года

В самый канун нового 2020 года президент Объединённой авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь рассказал, что в связи с формированием Дивизиона гражданской авиации, все гражданские самолёты, производимые в России, могут переименовать и сделать линейку с единым названием, как это принято на мировом рынке гражданской авиации.

"Ребрендинг заключается в том, чтобы правильно сформировать это целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием, производством и продажей гражданских самолётов, и правильно подойти к наименованию продуктов этого дивизиона. Возможно, целевая модель — это сделать единую линейку под единым названием всех самолётов. По крайней мере, именно такая практика принята на рынке гражданской авиации", - пояснил Юрий Слюсарь.


Тогда же глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что первым иностранным заказчиком МС-21 может стать Малайзия. "Поставки самолётов нового поколения МС-21 в страны дальнего зарубежья могут начаться в 2023—2024 годах, но прежде эти лайнеры поступят российским авиакомпаниям. Одним из первых зарубежных эксплуатантов лайнера станет Малайзия", - рассказал министр в интервью телеканалу "Россия-24".

А начался 2020 год с поставки на Иркутский авиазавод двигателей ПД-14.

Январь

Из-Перми в Иркутск двигатели ПД-14 на специальном автотрале преодолели расстояние почти в 4 тысячи километров. На ИАЗ они были переданы на участок поддинга - досборки двигательных установок, где специалисты "ОДК-Пермские моторы" и авиазавода провели осмотр наружных консервационных чехлов, проверили и отключили вибрационные датчики, фиксирующие возможные удары во время транспортировки.

Ростех: "Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на самолёт МС-21. На первом этапе они переданы на участок досборки двигательных установок, а после процедуры входного контроля начнётся установка ПД-14 на самолёт, сборка которого уже идёт на заводе. Первый полёт МС-21 с новыми российскими двигателями в рамках лётных испытаний ожидается в этом году".

* * *

Корпорация "Иркут" объявила открытый конкурс на создание бортового комплекса радио-электронного оборудования для МС-21. В настоящее время основу БРЭО лайнера составляют системы французской компании Thales и американских Honeywell и Rockwell Collins. В тендерной документации сказано, что разработка БРЭО, испытания на земле и в составе борта, а также получение соответствующего сертификата должны быть завершены в четвёртом квартале 2023 года.

Февраль

На одном из опытных самолётов МС-21 начался этап опытной эксплуатации программного комплекса «Электронный журнал воздушного судна», разработки ГосНИИАС. ПК «ЭЖВС» входит в комплект электронного планшета лётчика и предназначен для повышения экономической эффективности процессов оперативного технического обслуживания и ремонта воздушных судов.

Отличием российской разработки от зарубежных аналогов является расширенный функционал и повышенная информационная защищенность. ПК «ЭЖВС» универсален: комплекс настраивается на тот тип ВС, на котором устанавливается, включает в себя систему сбора статистики по типам ВС авиакомпании и обеспечивает актуализацию информации о состоянии ВС в базе данных авиакомпании из транзитных аэропортов.

* * *

На авиазаводе в Воронеже началась передача представителям корпорации «Иркут» двенадцатого комплекта пилонов для самолёта МС-21. Это агрегаты для первого ВС, которое будет оснащено двигателями ПД-14 (з/н MC.0012, получит бортовой номер 73055). В 2020 году заводу предстоит изготовить ещё три комплекта пилонов для двигателей и другие агрегаты на МС-21.

* * *

Ульяновское самолетостроительное предприятие АО «Авиастар-СП» завершило работы по изготовлению очередной партии агрегатов для серийных МС-21. К отгрузке на ИАЗ готовятся панели фюзеляжа. На финальной стадии сборки находится следующая партия агрегатов.

Март

На ИАЗ начато производство первого серийного МС-21, крыло которого будет изготовлено из отечественных композитных материалов, которые заменят продукцию компании Cytec Industries. Помимо химических материалов для выпуска композитного крыла требуются ещё и волокна. Углеродные волокна на своем заводе в Алабуге производит «Росатом». Пока они не полностью идентичны продукции японской компании Toho-Tenax, Госкорпорации для этого необходимо освоить самый последний технологический передел, что будет сделано в ближайшее время. Но даже существующая продукция «Росатома» по своим прочностным характеристикам весьма конкурентоспособна в индустрии авиационных композитов.

Испытания отечественных ПКМ для МС-21 завершено. На очереди изготовление «чёрного крыла»

Совместная отраслевая комиссия проинспектировала разработку демонстратора отечественной системы электроснабжения МС-21. Испытания системы-демонстратора прошли в составе специализированного стенда, созданного для проведения наземных испытаний СЭС. Разработка системы электроснабжения проводится с целью импортозамещения существующей системы зарубежного производства, все основные элементы созданных агрегатов – российского производства, в том числе и программное обеспечение.

Корпорация «Промтех» представила комиссии ОАК систему электроснабжения для МС-21

17 марта четвёртый опытный МС-21-300 (73056) выполнил перелёт из Иркутска в Жуковский. В ходе беспосадочного полёта продолжительностью 5 часов 49 минут самолёт пилотировал экипаж в составе Героев России, заслуженного лётчика-испытателя Романа Таскаева и лётчика-испытателя 1-го класса Олега Мутовина.


Пассажирский салон лайнера имеет максимально плотный вариант компоновки, рассчитанный на 211 мест. На ИАЗ в самолёте было установлено 172 пассажирских кресла, а в хвостовой части лайнера расположено контрольно-измерительное оборудование и рабочие места инженеров-испытателей. Перед проведением сертификационных испытаний пассажирской кабины, в т.ч. по аварийному покиданию самолёта, вместо испытательного оборудования будут смонтированы ещё 39 пассажирских кресел.

Апрель

Для получения сертификата типа и начала поставок МС-21 первым заказчикам необходимо выполнить около 650 полётов. Всего на середину апреля все четыре опытных самолёта в сумме совершили более 300 полётов. Однако Росавиация считает, что самолёту для получения сертификата необходимо совершить примерно 800 полётов и учитывает только «порядка 130 сертификационных полётов». В этой связи сертификация может быть отложена на год.

Сертификация самолёта МС-21 может быть отложена на год

В конце апреля возникла некоторая неопределённость с тем, какая организация будет выдавать сертификат типа на МС-21. В СМИ сообщалось, что корпорация "Иркут" заказала комплекс работ по сертификации самолёта, оснащенного двигателями PW1400G. В проекте договора, размещённого на сайте госзакупок, последним пунктом указано: "Принятие Решения о возможности выдачи Сертификата типа Авиарегистра МАК на самолёт МС-21-300 с двигателями PW 1400-JM". Исполнитель должен проанализировать разработанные "Иркутом" программы наземных, лётных и стендовых испытаний МС-21-300 и до 31 декабря 2020 г. принять решение о возможности выдачи сертификата АР МАК.

Глава Росавиации Александр Нерадько в интервью "Ъ" назвал выдаваемые МАК документы "фантиками". "Когда МАК выступал от имени РФ, это был документ государственный, от имени России как государства-разработчика и изготовителя. Сейчас я не знаю, и никто вам не скажет статус документа, который, возможно, выдаёт МАК. Это "фантик", - заявил Нерадько. Подробно

В течение года больше эта тема в СМИ не поднималась, из чего следует, что сертификат типа на МС-21 будет выдавать Росавиация как уполномоченный орган по сертификации авиационной техники. (Положение об Управлении сертификации авиационной техники Федерального агентства воздушного транспорта / PDF-файл, размер 1.85 MB)

* * *

Также в конце апреля Минпромторг заказал научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по замене импортных материалов и изделий в конструкции МС-21 на отечественные аналоги. До конца 2020 года "Иркут" должен провести выбор материалов российского производства и отработать технологии изготовления из них агрегатов МС-21. В том числе, речь идёт о консолях крыла, центроплане, рулях высоты и направления, агрегатах хвостового оперения. Затем нужно произвести замену агрегатов, комплектующих и систем на отечественные, подготовить стендовую базу для их испытаний и приступить к изготовлению опытного экземпляра импортозамещённого МС-21 с российскими двигателями ПД-14.

«Иркут» выполнит НИОКР по импортозамещению на МС-21

Май

Министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что центроплан из композиционных материалов российского производства прошёл испытания, в июле в ЦАГИ начнутся испытания крыла.

"Могу сказать, что сегодня уже установлен центроплан из российских композитов, испытанный для серийного МС-21. Мы с этой задачей уже в первой части справились, в июле мы полное цельное композитное крыло ставим в ЦАГИ на статические испытания, и я уверен, что все эти параметры, которые мы заложили изначально в конструкцию самолёта, с заменой на российского производителя, полностью будут выполнены", - заявил министр 22 мая в рамках рабочей поездки в Пермский край на предприятие «ОДК-Пермские моторы».

Мантуров рассказал, когда начнутся испытания крыла МС-21 из российских ПКМ

Тогда же в Перми министр рассказал, что первый опытный самолёт МС-21 (73051) переоснастят двигателями ПД-14. "Второй самолёт появится в следующем году - мы ремоторизируем под ПД-14 первый опытный самолёт МС-21, который в следующем году завершает все свои задачи в части испытательных полётов, для того, чтобы завершить все сертификационные процедуры. Таким образом, мы оптимизируем испытательную программу", - заявил Денис Мантуров.

Июнь

В Ульяновске прошёл окраску четвёртый опытный самолёт МС-21-300 бортовой номер 73056. 10 июня лайнер перелетел из Жуковского на аэродром «Ульяновск-Восточный», 25 - вернулся обратно в Жуковский. Самолёт окрашен по схеме, ранее использованной для второй и третьей опытных машин.

* * *

Прошли испытания самолёта с имитацией отказа одного двигателя - больше двух часов МС-21 летал с одним отключенным двигателем для оценки работы систем самолёта в такой ситуации.

* * *

Денис Мантуров сообщил об очередной сдвижке сроков сертификации: получение сертификата типа на МС-21 ожидается в середине 2021 года, а поставки самолётов в авиакомпании могут начаться в конце 2021 года.

Июль

В рамках программы сертификации МС-21 на водозащиту в Ульяновске на аэродроме "Восточный" в течение нескольких дней прошли тестовые пробежки и руления для подтверждения возможности эксплуатации самолёта при наличии воды на взлётно-посадочной полосе.

«Купание» МС-21 жарким летом в Ульяновске

Август

В ЦАГИ на пилотажном стенде ПСМС завершился очередной этап исследований комплексной системы управления самолёта МС-21. В ходе исследований отработаны алгоритмы КСУ, не допускающие попадание воздушного судна в сложные полётные ситуации.

Октябрь

Росавиация приняла в работу заявки на получение одобрения главных изменений к сертификату самолёта МС-21. Одна из них связана с установкой двигателей ПД-14 (модель МС-21-310), другая – с применением отечественных композитов в основных силовых элементах планера МС-21.

* * *

За август-октябрь месяцы четыре опытных самолёта МС-21 выполнили в общей сложности 41 полёт и провели в воздухе совокупно 7 556 минут или более 125 часов. Наиболее насыщенная программа полётов была у первого опытного самолёта 73051, он выполнил 15 полётов общей продолжительностью 2 137 минут или более 35 часов.

Ноябрь

На ИАЗ завершена постройка первого самолёта МС-21-310, который оснащён двигателями ПД-14. 6 ноября лайнер переведён из цеха окончательной сборки в лётно-испытательное подразделение авиазавода.

* * *

Уфимское агрегатное производственное объединение холдинга «Технодинамика» изготовило опытный образец аварийного синхронного генератора ГСР-10ТНУ для системы электроснабжения самолётов МС-21. Синхронный генератор осуществляет преобразование механической энергии в электрическую с помощью специального винта, который может совершать до 14000 оборотов в минуту.

В Уфе изготовили опытный образец аварийного генератора для МС-21

Д. Мантуров: "Сертификат типа самолёту МС-21 может быть выдан до конца 2021 года. Ранее завершить сертификацию лайнера планировалось в 2020 году. Изменение сроков связано с ограничениями других стран на поставку компонентов и перелёты специалистов".

Декабрь

9 декабря в формате видеоконференции прошло совещание президента РФ Владимира Путина с членами Правительства по вопросам развития отдельных высокотехнологичных направлений. Глава Минпромторга Денис Мантуров доложил президенту, что Минпромторг и «Росатом» запустили в «Алабуге» полноценное производство углеволокна и препрегов, а также, что крыло самолёта из отечественных ПКМ прошло статические испытания и подтвердило заложенные характеристики.

Крыло МС-21 из российских ПКМ прошло статические испытания

15 декабря опытный самолёт МС-21-310 б/н 73055, оснащённый двигателями ПД-14, выполнил первый полёт.

В декабре 2020 года корпорация "Иркут" в рамках сертификации лайнера продолжала лётные испытания МС-21, в которых были задействованы четыре опытных самолёта: б/н 73051, б/н 73053, б/н 73054 и б/н 73055. Борт 73056 в декабре оставался на земле в Лётно-испытательном и доводочном комплексе (ЛИиДК) ОКБ им. А.С. Яковлева в Жуковском. Всего в декабре самолёты выполнили 17 полётов общей продолжительностью 2 828 минут или 47 часов 8 минут.

Полёты опытных самолётов МС-21 в декабре 2020 года:

Борт 73051
дата/длит.
Борт 73053
дата/длит.
Борт 73054
дата/длит.
Борт 73055
дата/длит.
Декабрь 2020
    1 / 3:56  
  3 / 3:15 3 / 3:51  
  4 / 3:46 4 / 5:05  
  7 / 3:05 7 / 4:34  
  8 / 3:39    
9 / 1:47 9 / 3:10    
10 / 1:57   10 / 2:06  
11 / 0:21      
14 / 1:25      
      15 / 1:25
  24 / 3:09    
25 / 0:38      
5 полётов
368 минут
6 ч. 06 мин.
6 полётов
1204 минуты
20 ч. 04 мин.
5 полётов
1171 минута
19 ч. 31 мин.
1 полёт
85 минут
1 час 25 мин.

Примечание: использованы данные онлайн-сервиса отслеживания положения воздушных судов Flightradar24.com

Что ожидается в 2021 году

Во-первых, увеличение интенсивности лётных испытаний. Это необходимо для того, чтобы, как неоднократно заявлял Денис Мантуров, сертификат типа на МС-21 выдать до конца 2021 года.

Первый полёт МС-21-310 открыл программу заводских испытаний. После их завершения начнётся программа лётных сертификационных испытаний. Получить сертификат типа Росавиации на МС-21-310 планируется в 2022 году. После его получения предстоит валидация в EASA.

Завершение изготовления опытной партии позволит ИАЗ сконцентрировать усилия на серийном производстве лайнера. До конца года авиазавод должен выпустить первые шесть серийных машин. Такие цифры озвучил ещё 26 ноября 2019 года советник генерального директора ОАК Валерий Окулов в ходе выступления в Совете Федерации.

"Поступление МС-21 в 2021 году - шесть машин, в 2022 году - 12 машин, в 2023 году - 25 машин. К 2025 году выход на 72 машины в год", - сказал он.

Производство самолётов для поставки заказчикам уже идёт. Первый серийный МС-21-300 находится в цехе окончательной сборки ИАЗ.

За два года «Иркут» выпустит 18 самолётов МС-21-300

Пока неясной остаётся ситуация с агрегатами самолёта из российских ПКМ. В первую очередь - это крупногабаритные силовые конструкции первого уровня для крыла. Кроме информации, озвученной главой Минпромторга 9 декабря в докладе президенту о завершении статических испытаний крыла, ничего нет.

Не ранее начала второй половины года первый опытный самолёт (рег. 73051) должен перелететь в Иркутск, чтобы на авиазаводе провести ремоторизацию с двигателей PW1400G на ПД-14. Затем самолёт вернётся в Жуковский и продолжит сертификационные испытания с российской силовой установкой.

К концу года Росавиация должна выдать на МС-21 сертификат типа и тогда же первые лайнеры начнут поступать в состав авиакомпаний. Первым основным заказчиком является "Аэрофлот", также машины будут распределяться среди других российских авиакомпаний, включая Red Wings. Будем надеяться, что так и будет.

Андрей Величко,
для сайта "Авиация России"



Отвратительно!ПлохоНовость ни о чёмХорошоОтличная новость! (14 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...