ФАУ «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ГосНИИАС) участвует в программе импортозамещения самолёта МС-21 в рамках государственного контракта с Минпромторгом РФ. Институт является соисполнителем контракта в части отработки взаимодействия всех самолётных систем.
Для решения данной задачи совместно с корпорацией «Иркут» был создан полунатурный испытательный стенд отработки и интеграции комплекса бортового оборудования (КБО) самолёта МС-21 – «электронная птица», располагающийся на территории института. Специалисты ГосНИИАС являются разработчиками имитационной среды, которая позволяет связать модель самолёта с реальным бортовым оборудованием и заменить любую из самолётных систем её имитатором. Также, институт участвует в динамическом тестировании информационно-управляющего поля кабины экипажа, форматов системы экранной индикации, логики системы предупреждения экипажа на данном стенде.
Институт принимает участие в сертификационных испытаниях двигателя ПД-14, в рамках которых проводит отработку информационного взаимодействия системы управления ПД-14 с КБО воздушного судна на «электронной птице». Разработанный корпорацией ОДК специально для стенда имитатор двигателя ПД-14 оборудован реальными электронными блоками двигателя, что даёт возможность отработать взаимодействие авионики самолёта и электроники двигателя в режимах, которые опасно или невозможно отработать в рамках натурных работ на самолёте. Отработка на стенде позволяет многократно воспроизводить все процедуры управления двигателем, соответствующие этапам полёта по заданному маршруту: от запуска двигателей, взлёта и до их выключения после посадки.
Специалисты ГосНИИАС в рамках программы импортозамещения принимают участие в работах по замене зарубежных пультов управления в кабине экипажа на пульты отечественного производства, ведут работы по их интеграции с КБО самолёта. Так, например, уже проведена интеграция и отработка взаимодействия потолочного пульта кабины экипажа, разработанного Ульяновским конструкторским бюро приборостроения (УКБП), с системами управления воздушного судна.
Отдельным направлением работ является участие специалистов института в модернизации информационно-управляющего поля кабины экипажа и отработке систем самолётовождения, для создания оптимального интуитивно понятного интерфейса для пилотов самолёта МС-21-310.
«Электронная птица» сегодня позволят ускорить процессы интеграции нового отечественного оборудования, даёт возможность отечественным разработчикам находить и устранять недочёты программно-математического обеспечения и аппаратных решений до установки оборудования на борт, тем самым повышает безопасность и эффективность лётных испытаний, экономит ресурсы и, в конечном итоге, приближает время выхода лайнера на рынок.