Одним из боевых самолетов, на котором во время Великой Отечественной войны летал знаменитый летчик-ас Александр Покрышкин был истребитель МиГ-3. На этой машине он одержал свою первую воздушную победу, сбив 26 июня 1941 года немецкий Messerschmitt Bf 109.
Истребители марки «МиГ» ведут свою историю с самолета И-200 – первой боевой машины, разработанной под руководством талантливых инженеров Артема Микояна и Михаила Гуревича. При его проектировании и постройке впервые применили передовые методы работы, позволившие в четыре раза сократить требуемое на это время при сохранении высокого качества. Благодаря использованию плазово-шаблонного метода удалось вдвое уменьшить количество чертежно-копировальных работ. В итоге И-200 (будущий МиГ-1) был создан всего за 132 дня. Дальнейшим развитием МиГ-1 стал истребитель МиГ-3 с увеличенной дальностью полёта и рядом конструктивных улучшений.
В 1940-1942 годах было построено более трех тысяч самолетов МиГ-3 и они сыграли важную роль в воздушных боях первой половины Великой Отечественной войны.
Истребитель МиГ-3 имели большой практический потолок до 12000 м, и высокую скорость. У земли она составляла 495 км/ч, а на высоте 7800 м достигала рекордных для серийных машин тех лет 640 км/ч, что позволяло нашим летчикам успешно вести бои с вражескими бомбардировщиками и самолетами-разведчиками.
Заложенные характеристики позволили успешно использовать этот самолет в качестве высотного истребителя в системе ПВО, где большой потолок и скорость имели решающее значение. В частности, истребители МиГ-3 несли дежурство на охране воздушных подступов к Москве и Ленинграду в составе авиации ПВО.
В ночь с 21 на 22 июля 1941 года в ходе первого массированного налета немецкой авиации на Москву летчик 2-й отдельной истребительной авиаэскадрильи ПВО Марк Галлай на своем МиГ-3 атаковал немецкий бомбардировщик Dornier Do 215. После нескольких очередей на самолёте противника сперва замолчала верхняя огневая точка, затем огнем была поражена правая консоль бомбардировщика, который после этого с правым креном выпал из освещенной зоны. За поражение противника в ночном воздушном бою Марк Галлай был награжден орденом Красного Знамени.
Всего за годы войны истребительные полки ПВО в воздушных боях сбили почти 4 тысячи самолетов противника, из них более 700 самолетов сбили летчики, воевавшие на МиГ-3.
Машины Микояна и Гуревича среди прочего отличались высокой степенью унификации и ремонтопригодности. Технический состав авиационных частей мог собрать из двух-трех поврежденных самолетов один боеспособный.