Конструктор, ученый, инженер. К 115-летию Бориса Кербера

Борис Кербер (слева) со старшими братьями Леонидом (справа) и Виктором. 60-е гг. Фото: лицензия CC BY-SA 4.0

Борис Львович Кербер родился 27 апреля 1907 года в Петербурге в семье офицера флота. Он был третьим ребёнком – два старших брата Виктор и Леонид впоследствии стали видными авиационными специалистами.

После занятий в дошкольном частном заведении, осенью 19117 года Борис поступил в Первый кадетский корпус. В нелёгкие времена после Октябрьской революции семья Керберов переезжала в Лугу, Таганрог, а в начале двадцатых годов поселилась в Москве.

В 1922 году пятнадцатилетний Борис поступает на работу в Государственный центральный авиационный склад – парк, размещавшийся рядом с центральным аэродромом, и начинает приобщаться к авиационной технике.

Борис Кербер

Начало пути
В 1925 году он поступает в Государственный электромеханический институт Каган – Шашпая, затем – армия. Отслужив, Борис Кербер начинает трудиться в сборочном цехе авиационного завода № 39 по монтажу электрооборудования самолётов. Его переводят на конструкторскую работу в ОКБ – 39. После реорганизации ОКБ Б. Кербера направляют в ЦАГИ к А.Н. Туполеву в экспериментальный отдел. Борис Львович участвует в разработке и монтаже оборудования самолёта «Максим Горький». Под его руководством бригада занималась прокладкой электрической сети, соединительными коробками и созданием части оборудования, работающего на переменном токе, что тогда было новшеством. В это время вместе со своим старшим братом Л.Л. Кербером они написали книгу «Самолетные навигационные станции и их эксплуатация».

В ОКБ А.С.Яковлева
В 1938 г. по ложному доносу арестовывают и отправляют в Архангельские лагеря Леонида Львовича, в связи с этим Бориса Львовича увольняют из ОКБ Туполева. Надежды на трудовую деятельность в авиапроме не остаётся. И вдруг совершенно неожиданно Александр Сергеевич Яковлев, который мог не обращать внимание на запреты службы режима, пользуясь благосклонностью Сталина, принимает в своё конструкторское бюро Бориса Львовича Кербера и поручает ему возглавить отдел оборудования самолётов по электро, радио и приборной аппаратуре.

Следует отметить, что в процессе развития авиации и, особенно при создании реактивных самолётов, существенно изменился состав оборудования. Появились радиолокационные станции, новые приборы, в том числе по навигации, фоторазведке и т.д. Борис Львович активно и плодотворно решает поставленные задачи. А.С. Яковлев высоко ценил инициативность и инженерные способности Б.Л. Кербера по совершенствованию образцов самолётного оборудования, назначив его заместителем Главного конструктора. В 1951 г. Борису Львовичу присуждается Сталинская (Государственная) премия СССР в области науки и техники.

В ОКБ А.И. Микояна
В декабре 1958 г. Борис Львович переходит в ОКБ А.И. Микояна на должность заместителя Главного конструктора. В то время в ОКБ А.И. Микояна разрабатывались различные модификации самолёта МиГ – 21. Борис Львович возглавил коллектив талантливых специалистов – миговцев, в который вошли А. Сорокин, К. Розанов, В. Долгих, И. Яковлев, Э. Коршунов, Л. Соколов, В. Хоменко, Е. Любомудров, Ю. Янышев и другие. Они являлись ключевыми фигурами по всем направлениям бортового оборудования самолёта. Именно они составили крепкое деятельное ядро, впоследствии образованного бюро оборудования.

Именно Борис Львович руководил большим объёмом работ по модификации оборудования самолёта МиГ-21. Были созданы и внедрены система навигации и посадки, целый ряд контейнеров разведывательной аппаратуры, система предупреждения об облучении, была проведена модернизация и доводка радиолокационной системы, аппаратуры радиопротиводействия.

Борис Львович много внимания и технического интеллекта внёс в разработку и внедрение бортового оборудования самолёта МиГ-25П. Была разработана новая система энергоснабжения, решены вопросы состава и размещения приборного оборудования в кабине самолёта, внедрён и отработан локационный комплекс « Смерч-А», на самолёте была установлена комплексная пилотажно – навигационная система «Полёт-1И», включающая в себя курсо – вертикаль, систему СВС, радиотехническую систему ближней навигации и посадки «Ромб-1К».

Для самолёта – разведчика МиГ – 25Р в руководимом им подразделении была разработана, отработана и внедрена комплексная навигационная система «Пеленг», включающая инерциальную систему, бортовую вычислительную машину, доплеровский измеритель скорости и угла сноса, радиосистему дальней навигации. Эта аппаратура впервые была установлена на самолёт тактической авиации. На МиГ-25Р были установлены уникальные средства разведки: дневные и ночные фотоаппараты, аппаратура общей и детальной радиоразведки, радиолокационная разведывательная станция бокового обзора. Была создана автоматизированная система конроля бортового оборудования. Впервые на самолёте внедрена система опознавания «свой – чужой» с высокой степенью защищённости и возможностью быстрой смены кодов.

Борис Львович не только обладал обширными знаниями и упорством в работе, но всегда стремился применять новые научные достижения, позволяющие добиваться выдающихся результатов. Его отличала широта технической эрудиции, глубина знаний, умение видеть перспективу и создать творческую обстановку при решении любых задач.

Человеческие качества – терпимость и внимание к людям, доброта, отзывчивость и личное обаяние, привлекали к нему людей. Его ценили и уважали смежники и заказчики ВВС. Многие специалисты нашего КБ помнят Бориса Львовича как председателя ГЭК МАИ, который дал им путёвку в инженерную деятельность.

Ничто человеческое ему не было чуждо. Это был прекрасный семьянин, любящий муж, отец, дедушка. Он гордился своей семьёй, и семья его очень любила. Он был автомобилистом, увлекался кино и фотосъёмкой, любил искусство.

Прошло более сорока лет, как нет среди нас Бориса Львовича, но почти 15 – летний активный творческий труд конструктора, как считают микояновцы, выпал на период его трудовой деятельности в ОКБ «МиГ». Все, кто работал с Кербером, помнят о нём и поныне.

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...