К 80-летию Победы: разведчик-биплан Р-5 Николая Поликарпова

Фото: лицензия Creative Commons

Во второй половине 1920-х годов советская авиация остро нуждалась в замене устаревшего разведчика Р-1. Конструкторы во главе с Н.Н. Поликарповым сосредоточились на создании машины, которая превзошла бы предшественника по боевым и лётным характеристикам. Так появился Р-5 — самолёт, ставший основой ВВС на десятилетие.

К началу 1930-х годов Р-5 уже массово поступал в войска. Его универсальность позволила использовать его не только как разведчик, но и как лёгкий бомбардировщик, штурмовик, транспортный и даже пассажирский самолёт. Пилоты отмечали простоту управления и надёжность конструкции. До 1937 года выпустили около 6000 экземпляров, что сделало Р-5 одним из самых массовых бипланов в истории.

С началом Великой Отечественной войны Р-5, несмотря на устаревшую конструкцию, оказался незаменим. Его способность взлетать с неподготовленных площадок и работать в ночных условиях сделала его идеальным для выполнения спецзаданий. Осенью 1941 года сформировали 32 авиаполка, оснащённых этими машинами. Позже добавили ещё 27 полков с Р-5 и 5 — с его модификацией Р-Z.

Старое фото, «ожившее» при помощи искусственного интеллекта. Оно может не полностью соответствовать реальности, но добавляет зрелищности. © Авиасалон МАКС

Самолёт использовали для ночных бомбардировок, снабжения партизан и переброски грузов. Например, лётчики 606-го авиаполка за месяц боёв под Москвой уничтожили 38 танков, 90 машин и 6 поездов, сбросив более 7000 бомб. Даже к 1944 году Р-5 оставался в строю, выполняя транспортные миссии.

Технические характеристики Р-5:

  • Экипаж: 2 человека
  • Габариты: длина — 10,56 м, размах крыла — 15,5/12 м
  • Масса пустого: 1.939 кг
  • Масса снаряжённого: до 3.347 кг
  • Максимальная скорость: 244 км/ч
  • Практический потолок: 6.100 м
  • Дальность: 800 км
  • Вооружение: 2 × пулемета ДА (7,62 мм) и 1 × ПВ-1 (7,62 мм)
  • Бомбовая нагрузка: до 500 кг

После войны Р-5 был выведен из эксплуатации, но Победа ковалась и на этом самолёте. Сегодня единственный восстановленный экземпляр Р-5 можно увидеть в музее ВВС в Монино.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...