Итоги деятельности ряда авиадвигателестроительных предприятий в 2021 году

АО «ОДК-СТАР»
«ОДК-СТАР» – единственное в России предприятие, обладающее компетенциями в разработке и серийном производстве систем топливопитания и управления газотурбинными двигателями воздушного, наземного и морского назначения, включая электронные агрегаты с полной ответственностью типа FADEC и гидромеханические агрегаты, а также имеющее опыт поддержания всего жизненного цикла газотурбинных двигателей. Предприятие входит в АО «Объединённая двигателестроительная корпорация» Государственной корпорации Ростех.

В 2021 году продолжена работа по подготовке производства и освоению новых изделий и ремонту старых изделий. Осуществляется работа по совершенствованию серийных и внедрению прогрессивных техпроцессов, направленных на повышение качества, надежности, увеличение ресурса выпускаемых изделий, внедрение нового высокопроизводительного оборудования, а именно:

  • разрабатываются и осваиваются техпроцессы на новые изделия, техпроцессы с целью перевода механической обработки с морально устаревшего оборудования на высокоточное прогрессивное оборудование;
  • внедряются управляющие программы на станки с ЧПУ, а также проектируется технологическая оснастка.

Основные работы в научно-техническом направлении
АО «ОДК-СТАР» задействовано в важнейшей программе российского двигателестроения: разработке и производстве семейства двигателей тягой 9-18 тонн, предназначенных для применения на перспективных пассажирских и транспортных самолетах. В 2021 году выполнены работы по САУ-14 двигателя ПД-14, в том числе:

  • выполнена производственная программа комплектования двигателей ПД-14 агрегатами САУ;
  • проведен комплекс работ по совершенствованию конструкции агрегатов САУ-14.
Фото © Пресс-служба ОДК

Идет разработка САУ ПД-35 для дальнемагистрального широкофюзеляжного самолета. Выполнено изготовление САУ для проведения испытаний газогенератора ПД-35. Начаты и продолжаются испытания САУ в составе газогенератора ПД-35.

Также в 2021 году АО «ОДК-СТАР» выполнило поставку и внедрение в эксплуатацию агрегатов наземной тематики для объектов ПАО «Газпром».

АО «Арамильский АРЗ»
Арамильский авиационный ремонтный завод в начале своего образования находился в системе вооруженных сил Министерства обороны, поэтому исчисление возраста предприятия традиционно велось с момента образования 27-й военной авиашколы на базе Свердловского аэроклуба ОСОВИАХИМА – с 22 июля 1941 года.

В 2020 году в рамках федеральной целевой программы «Реконструкция и техническое перевооружение акционерного общества «Арамильский авиационный ремонтный завод» завершилось строительство универсальной станции испытания авиационных двигателей Д-36, что позволило заводу осуществлять полный цикл производства ремонта двигателя Д-36. В 2021 году открыт цех №3 испытания авиационных двигателей.

Газотурбинный двигатель Д-36

В рамках выполнения проекта «Импортозамещение» на предприятиях АО «ОДК» изготовлены ДСЕ двигателей АИ-24, Д-36, Д-136, подлежащие установке и испытаниям на типовых технологических двигателях.

Также в АО «ААРЗ» в соответствии с «Программой по апробированию новых видов ремонта и расширению номенклатуры ремонтируемых ДСЕ двигателей Д-36, Д-136 на АО «ААРЗ» на 2018-2021 гг.» освоены технологические процессы восстановления деталей двигателей Д-36, Д-136, которые также подлежат установке и испытаниям на типовых технологических двигателях.

Испытание типовых технологических двигателей АИ-24, Д-36, Д-136 планируется к проведению в АО «ААРЗ» в 2022 г., после чего изготовление и восстановление ДСЕ будет допущено к серийному производству.

АО «Омское машиностроительное конструкторское бюро»
Акционерное общество «Омское машиностроительное конструкторское бюро» учреждено в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года  №721, оно создано на базе государственного предприятия «Омское машиностроительное конструкторское бюро», образованного приказом Министра авиационной промышленности СССР №436 от 5 июля 1947 года.

В настоящее время основной продукцией предприятия  являются топливные системы автоматического управления (САУ) газотурбинных и прямоточных двигателей, насосы и дозаторы различного назначения, агрегаты механизации компрессоров ГТД.

Агрегаты гидромеханического типа с использованием пневмоники, разработанные и изготовленные на предприятии, обеспечивают работу маршевых двигателей известных всему миру самолетов ЯК-40, Як-42, Як-130, L-39, Ан-28,  Ан-72, Ан-74, Ан-74ТК-300, Ан-124 «Руслан», Ан-148, Ан-158, Ан-225 «Мрия», Бе-200, Ту-334, вертолетов Ми-26 и других, а также многих летательных аппаратов специального назначения, управляют вспомогательными силовыми установками (ВСУ) практически всех отечественных самолетов и вертолетов.

Завершаются летные испытания самолетов с двигателями, укомплектованными агрегатами ГМПЧ САУ, разработанными и изготовленными ОМКБ: Ан2-100 с двигателем МС-14, HJT-36 с двигателем АЛ-55И.

Агрегаты, созданные на принципах струйной техники, устанавливаются на двигателях в зонах с высокой температурой (до +560°С) и работают на запыленном воздухе при давлении до 35 кгс/см2, при этом наработка на отказ достигнута более 1 млн. часов. Пока еще никому, кроме специалистов ОМКБ, не удалось довести агрегаты с использованием пневмоники до стадии серийного производства и широкой эксплуатации. 

В настоящее время, совместно со специализированными электронными предприятиями АО «ОМКБ» создает современные комбинированные электронно-гидравлические системы автоматического регулирования силовых установок различного назначения, в частности, разработаны и изготавливаются САУ, в которых используются насосы-дозаторы с регулируемым электроприводом.

    1. Изготовлены насосы 4266 для двигателя ПД-14, проведены испытания насоса по подтверждению назначенного ресурса 10000 часов и испытания по доводке насоса.
    2. Выполнены проектные работы, включая этап «Выпуск РКД», в соответствии с договором на СЧ ОКР по разработке агрегатов 4303 и 4304 ГМЧ системы топливопитания и автоматического управления двигателя ВК-800СП для учебно-тренировочного самолёта УТС-800, самолётов «Байкал» и L-410.
УТС-800. Фото © Пресс-служба УЗГА
  1. Изготовлены и поставлены заказчику опытные образцы агрегатов 4295 и 4294 ГМЧ системы автоматического управления, регулирования и топливопитания турбовального газотурбинного двигателя со свободной турбиной ВК-650В, предназначенного для вертолётов класса Ка-226Т и его модификаций, и вертолётов лёгкого класса «Ансат».
  2. Разработана РКД и выполнена подготовка производства в соответствии с договором на СЧ ОКР по разработке агрегатов 4300 и 4301 ГМЧ системы автоматического управления, регулирования и топливопитания турбовального газотурбинного двигателя со свободной турбиной ВК- 1600В для вертолётов класса Ка-62.
  3. Выполнены стендовые испытания циклонного фильтра (агрегат 4881), предназначенного для очистки воздуха, отбираемого в пневмосистему двигателя ПД-14. Проведены испытания агрегата 4881 за ресурс 2500 часов. Изготовлены и поставлены заказчику опытные образцы циклонного фильтра.
  4. Разработана РКД (в объёме запланированном для этапа 1 СЧ ОКР) на агрегаты 4298 и 4299 управления механизацией компрессора двигателя ПД-35, предназначенная для согласования с АО «ОДК-СТАР» и АО «ОДК-Авиадвигатель».

Для испытания агрегатов двигателя ВК-650В разработаны, изготовлены и введены в эксплуатацию на стенде ряд пультов, систем, датчиков.

АО «СМК»
АО «Ступинская Металлургическая Компания» является одним из крупнейших производителей изделий из жаропрочных никелевых сплавов, специальных сталей, титановых и алюминиевых сплавов для авиастроения, космической, атомной промышленности, энергетики, машиностроения.

Несмотря на трудности, вызванные сложной эпидемиологической ситуацией в стране и мире, в 2021 году на АО «СМК» полностью реализованы производственная программа и запланированные проекты, объем производимой продукции увеличен на 28,5%.

В рамках программы импортозамещения АО «СМК» совместно с ФГУП ЦИАМ, ПАО «ОДК-Авиадвигатель», ПАО «ОДК-Сатурн» активно участвует в проектах авиадвигателей ПД-14, ПД-35, ПД-8, а также реализует проект в сфере энергетического машиностроения, проводятся НИР по отработке технологических режимов изготовления заготовок из серийных и перспективных гранулируемых жаропрочных никелевых сплавов.

В области гранульного производства на АО «СМК» после успешно завершенных работ по испытаниям заготовок типа диск-вал из сплава ВВ751П, удовлетворяющих требованиям ТУ, для двигателей семейства ПД, продолжается поставка изделий данного типа.

На сегодняшний день АО «СМК» - единственное предприятие, где освоена и широко применяется технология производства полуфабрикатов типа диск-вал из гранул сложнолегированных жаропрочных никелевых сплавов. Паспортизированный в 2017 году сплав ВВ751П стал базовым компонентом при разработке перспективных двигателей. Данный сплав обеспечивает увеличение прочностных характеристик на 9-10%, а длительную прочность при 650°С на 79%.

В 2021 году разработаны и освоены технологии, получен патент на новый перспективный сплав СМДЖС с повышенной прочностью и жаропрочностью. Кроме того, новый сплав способен работать при более высоких температурах, чем известные сплавы. Также новый сплав СМДЖС более устойчив к образованию охрупчивающих ТПУ-фаз, что является важной характеристикой для сплавов, используемых для производства дисков турбин.

В области аддитивных технологий, которые все чаще приходят на смену традиционной металлургии, в 2020-2021 годах АО «СМК» осуществлены проекты по изготовлению образцов деталей, производимых по технологии 3D. Качество порошков, произведенных компанией, высоко оценено зарубежными специалистами.

В области титановых сплавов, также являющихся одним из приоритетных направлений деятельности компании, в 2021 году с положительным результатом завершена апробация технологии производства заготовок из титанового сплава ПТ-48 методом горячего изостатического прессования (ГИП). Также с положительным результатом завершена проработка возможности распыления и газостатирования экспериментального сплава ВТ22.

АО «РТ-Техприемка»
АО "РТ-Техприемка" - предприятие, осуществляющее контроль за проведением контроля соблюдения технологических процессов изготовления материалов и полуфабрикатов и выступающего третьей стороной в области подтверждения соответствия партий материалов и полуфабрикатов сертификационным требованиям.

В соответствии с указом резидента РФ акции ОАО были переданы Российской Федерацией Государственной корпорации «Ростехнологии».

На базе АО «РТ-Техприемка» создан Центр компетенций системы управления качеством Государственной корпорации "Ростех".

По итогам 2021 года АО «РТ-Техприемка» успешно реализованы научно-технические проекты:

  1. «Машинное зрение». Контроль качества стали с применением искусственного интеллекта. Совместная работа с компанией Videomatrix (резидент Сколково) для металлургического производства (Челябинский МК);
  2. «Применение предиктивного анализа в металлургии на основе машинного обучения». Пилотный проект для предприятия ПАО «Русполимет». Тип продукции - авиационные сплавы 12Х18Н10Т ГОСТ 5632 и ЭИ437Б-ВД.

Научно-технические проекты, выполняемые обществом в 2021 году с переходом на 2022 год:

  1. «Формирование облика и требований к программно-аппаратному комплексу ситуационного анализа и прогнозирования состояния безопасности полетов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации» (инициативная НИР в процессе подготовки).
  2. «Аналитика системы управления качеством» (мониторинг СМК предприятий, приказ Государственной корпорации «Ростех» № 554 от 29.12.2012) «Управление рекламациями» (автоматизация процессов ГОСТ
  3. РВ 0015-703-2019. «Военная техника. Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций».

Валерий Агеев
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (8 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...