Разработка отечественных систем для МС-21 началась ещё на стадии проектирования самолёта и строительства первого опытного образца. Российские предприятия в то время не могли обеспечить необходимые массо-габаритные и технические требования. Сейчас половину всего бортового радиоэлектронного оборудования для самолёта изготавливает Ульяновское конструкторское бюро приборостроения (УКБП), входящее в КРЭТ. Ассортимент продукции УКБП широко представлен на борту практически всех летательных аппаратов выпущенных в России.
Середина 2010-х годов явилась ключевым моментом для проекта МС-21 в плане импортозамещения. Изначально в составе БРЭО компоненты отечественного производства были представлены небольшим количеством комплектующих, а основная часть авионики поставлялась из-за рубежа. В 2022 году, когда иностранные поставщики окончательно доказали, что партнёры они так себе – ненадёжные, необходимость полного импортозамещения комплекса бортового оборудования стала определяющим фактором жизнеспособности российского самолёта, и в настоящее время этот процесс находится в стадии активной реализации.
Импортозамещение потребовало разработки новых решений по БРЭО для МС-21. Связано это с тем, что архитектура самолёта предусматривает применение систем нового поколения, отвечающих современным требованиям гражданской авиации и безопасности полётов, ранее такие системы в России не производились и не устанавливались на отечественные пассажирские самолёты, а их внедрение требовало серьёзного технологического прорыва.
Для МС-21 УКБП выпускает систему управления общесамолётным оборудованием, многофункциональные индикаторы и пульты управления. Ярким примером изделий ульяновских приборостроителей является потолочная панель управления в кабине пилотов. На этом видео представлена лишь малая часть БРЭО для МС-21 и SJ-100, созданного в КБ:
Одна из инновационных разработок УКБП для МС-21 – система управления общесамолётным оборудованием СУОСО-МС-21. Инженеры предприятия создали пульт, который позволяет управлять пожарной защитой, обеспечивает сигнализацию и контроль технического состояния гидравлической, топливной, инерциальными системами, а также противообледенительной, кондиционирования, измерения скорости и прочими исполнительными механизмами самолёта.
При её разработке был проведён анализ информационно-управляющего поля кабины МС-21, что предопределило архитектуру системы. В состав СУОСО вошли блок вычислитель-концентратор БВК-12, блок преобразования сигналов БПС-14, блок защиты и коммутации БЗК-1, блок управления обогревом стёкол БУОС-1. Внедрение системы позволило реализовать функцию вторичного распределения электроэнергии твёрдотельными блоками защиты и коммутации, а также функцию защиты сопрягаемых систем и фидера самолёта от перегрузок по току.
Кроме того, СУОСО-МС-21 обеспечила снижение массы и номенклатуры средств управления и контроля общесамолётного оборудования. Она повысила глубину контроля, снизив вероятности отказов каналов управления систем, сократив время обслуживания и предполётной подготовки. С помощью СУОСО была реализована отказоустойчивость разнородной архитектуры системы управления.
Подобное оборудованием было создано в УКБП также и для Ил-96-400, Як-130, Ту-204СМ. Эти разработки позволяют значительно уменьшить нагрузку на лётчиков, повысить безопасность полётов. В проектах Ту-204СМ и вертолёта Ми-171А2 использование СУОСО обеспечило переход на экипаж из двух лётчиков.
Программа импортозамещения на МС-21 и SSJ100 в части БРЭО окажет влияние и на модернизацию самолёта Ту-214. Сейчас это воздушное судно пилотируют два лётчика и бортинженер. При экипаже из двух человек все функции бортинженера по управлению самолётными системами и контролю их корректной работы берёт на себя СУОСО. В первую очередь, автоматика исключает возможность ошибок обусловленных человеческим фактором, а с точки зрения авиакомпаний – автоматизация ведёт к сокращению затрат на обучение и оплату труда дополнительных членов экипажа.
Осенью 2023 года ульяновское КБ передало на Иркутский авиазавод первый комплект полностью российского БРЭО для кабины пилотов самолёта МС-21-310 – это пульты управления самолётными системами и светотехническое оборудование. Отечественная авионика полностью соответствует иностранному оборудованию, которое установлено на сертифицированной версии МС-21-300.
Ещё одно предприятие, входящее в структуру КРЭТ – Московский институт электромеханики и автоматики (ПАО «МИЭА») разработал информационно-вычислительный комплекс (ИВК) системы управления самолёта МС-21 – ИВК-КСУ-МС-21, который обеспечивает ручное и автоматическое пилотирование лайнера. ПАО «МИЭА» ведёт разработку инерциальных навигационных систем, которыми оборудуются пассажирские и транспортные воздушные суда российского производства, навигационных вычислительных систем, системы автоматического управления и самолётовождения. Более 15 наименований изделий для ИВК-КСУ-МС-21, в том числе блоки системы управления изготавливает Уральский приборостроительный завод.
Систему предупреждения столкновения в воздухе (СПСВ), которая реализует функции TCAS II и выдаёт экипажу рекомендации по устранению конфликтной ситуации в полёте для самолётов МС-21 и SJ-100 создал Институт авиационного приборостроения «Навигатор» (СПб). Весной 2023 года предприятие начало передавать на ИАЗ первые образцы СПСВ. Ранее подобное оборудование у нас не выпускалось и его
В России существует широкая кооперация предприятий приборостроения и автоматики, которые создают бортовое оборудование для всей линейки отечественных самолётов. АО «Навигатор», например, выпускает БРЭО не только для МС-21, Ту-214 и «Суперджета», но и разрабатывает аналогичные системы для ТВС-2МС и Ил-114-300. Отечественная авионика также будет устанавливаться на самолёты «Ладога» (ТВРС-44), «Байкал» (ЛМС-901) и «Освей» (ЛМС-401). А импортозамещение дало мощный импульс созданию в России полностью отечественного БРЭО, построенного на исследованиях и разработках российских предприятий.
Андрей Величко
для сайта «Авиация России»