Су-25 – легендарный самолёт, по ряду позиций не имеющий аналогов в мире. Несмотря на свой почтенный возраст, а в 2015 году исполнилось 40 лет с момента начала лётных испытаний этой машины, он не только до сих пор остаётся в строю, но и принимает активное участие в боевых операциях.
12 таких штурмовиков в модификации «СМ» входили в состав авиационной группы российских ВКС в Сирии с 30 сентября 2015 года по 14 марта 2016-го. На их счету - уничтожение укреплённых пунктов боевиков в провинциях Хама, Хомс и других районах страны, нанесение точечных ударов в поддержку действий сирийских правительственных войск, ликвидация живой силы и боевой техники формирований ДАИШ.
Не раз российские самолёты становились героями теленовостей: эффектный парный взлёт «Сушек» с аэродрома Хмеймим выступал в качестве заставки к сюжетам о действиях российских лётчиков в Сирии. Не обошлось без «двадцать пятых» и в репортажах о недавнем триумфальном возвращении группировки ВКС в Россию. К слову, преодолев свыше 5 тысяч километров, Су-25СМ вернулись на Родину «своим ходом».
Наследники Ил-2
В тактике боевого применения войск поддержка авиации занимает ключевое значение. В военных академиях организации такого взаимодействия учат едва ли не с первых курсов, а авианаводчик – специалист, в задачу которого входит выдача точных целеуказаний боевой авиации, – в ряде ситуаций становится первым помощником командира сухопутного подразделения.
Само создание самолётов такого типа было связано с необходимостью поддержки действий именно сухопутных войск. Со времен не менее легендарного фронтового штурмовика Ил-2 необходимость воздушного прикрытия не оспаривалась теоретиками военного дела. К тому же теория подтверждалась практикой: становление Су-25 пришлось на первые годы афганской эпопеи, когда войскам требовалась более эффективная, чем у винтокрылой авиации помощь при ведении боевых действий против моджахедов.
Через Афганистан прошли едва ли не все выпускники знаменитого Барнаульского военного авиационного училища – кузницы кадров для строевых частей Су-25. Свое боевое становление прошел на этой машине и будущий Главком ВКС Герой России генерал-полковник Виктор Бондарев. В Афганистане получила подтверждение правильность концепции, изначально заложенной в проект, а именно – мощное вооружение в сочетании с бескомпромиссной системой защиты экипажа.
Кабина пилота на Су-25 полностью выполнена из титановой брони, а толщина бронеплит достигает двух с половиной сантиметров. Пять с половиной сантиметров составляет толщина бронестекла, а дополняет защиту пилота стальная бронеспинка. На испытаниях машина выдерживала круговой обстрел даже из 12,7-мм станкового пулемёта. А некоторые элементы корпуса штурмовика не могли поразить даже выстрелы из 30-мм авиационной пушки.
Именно после Афганистана за Су-25 закрепилось прозвище «Грач» – из-за характерного изгиба фюзеляжа в районе пилотской кабины. Самолёт прекрасно вёл себя в горах, на малой высоте, существенно повышая эффективность действий наземных войск. Рассказывают, что уже во время первых боевых испытаний, проводившихся на западе Афганистана, командир 5-й гвардейской мотострелковой дивизии генерал Юрий Шаталин дал команду привлечь штурмовики к реальным ударным операциям. Задания по оперативной поддержке подразделений дивизии, которые в тот период вели тяжёлые бои с моджахедами, были выполнены блестяще. Десять узлов подвески позволяли Су-25 нести едва ли не все виды управляемого и неуправляемого ракетного, а также пушечного авиационного вооружения и бомб, что делало самолёт весомым аргументом в любом бою.
Штурмовое предупреждение
Восемь лет применения штурмовика в Афганистане подтвердили его высокую боевую эффективность. По данным ОКБ им П.О. Сухого, за всю афганскую войну штурмовики Су-25 выполнили свыше 60 тысяч боевых вылетов, а потери составили лишь 23 машины. Самолёт показывал невероятную живучесть - известны случаи, когда Су-25 возвращался на свою базу со 150 пробоинами. При этом не было зафиксировано ни одного факта поражения топливных баков, равно как и гибели лётчика: броневая защита исправно отрабатывала своё предназначение.
Вообще, список военных операций, где задействовались эти машины, не уместится и на нескольких листах. Самолёт эксплуатировали армии нескольких государств, в некоторых он по сию пору остаётся в строю.
Свою универсальность штурмовик подтвердил и посадкой в октябре 1992 года на палубу ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Машины в варианте УБП (учебно-боевой палубный) в своё время заметно усилили группировку авиации ВМФ.
Не менее знаменит участием в боевых действиях и американский «собрат» нашего штурмовика - одноместный двухдвигательный самолёт A-10 «Тандерболт», разработанный для поражения наземных целей, в том числе бронированных. У американских лётчиков он получил прозвище «Уортхог» (Warthog) - «Бородавочник». На кабана с таким названием самолёт оказался похож благодаря приплюснутой носовой части и расположенным в хвосте фюзеляжа двигателем.
Интересно, что оценка живучести этого штурмовика проводилась с применением советских огневых средств. Да и эффективность систем вооружения «Бородавочника» во время испытаний также проверялась на советских боевых машинах - танках Т-62, полученных от Израиля.
Именно участие в боях продлило жизнь А-10, который одно время хотели списать в утиль. Дело в том, что ВВС США планировали заменить этот самолёт более перспективными моделями. Не случайно в 1984 году серийное производство этих машин было свёрнуто, хотя поступать в строевые лётные части они начали только в 1976-м. Однако война в Персидском заливе в 1991 году неожиданно высветила положительные качества штурмовика. Главные среди них - относительно невысокая скорость у земли, позволявшая наносить удары по наземным целям, эффективность действий в прифронтовой зоне, живучесть.
Правда, не в пользу «Бородавочника» работала его недостаточная оснащённость современными системами целеуказания. Это обстоятельство стало причиной нескольких инцидентов, когда из-за ошибки авианаводчика были атакованы подразделения американской морской пехоты. А в 2003 году, во время вторжения в Ирак, пара A-10 атаковала и вывела из строя четыре боевые машины британских войск, при этом погиб как минимум один британский военнослужащий. Случайными жертвами «Бородавочников» становились и мирные жители.
На основе качественной модернизации
Сравнение двух ветеранов неба - явно не в пользу заокеанского образца. Оба самолёта хоть и считаются «одноклассниками», то есть имеют одно боевое предназначение, но оснащены по-разному, да и обладают разными характеристиками. Так, Су-25 превосходит А-10 по скорости, которая у нашей машины может достигать 950 км/ч против 830 у американца. Более чем в два раза выше у нашего штурмовика скороподъёмность (60 м/с против 30).
Кроме того, «Грач» неприхотлив к размерам взлётно-посадочных полос, что даёт ему возможность базироваться на более-менее подготовленных аэродромах в относительной близости от районов боевого применения. Длина разбега у Су-25 составляет всего 600 метров по бетонной полосе и 700 – по грунтовой, тогда как американцу для взлёта необходимо как минимум 1150 метров добротной, качественно оборудованной ВПП.
И всё же американское военное командование пока не собирается списывать «Бородавочник» со счётов, не спешит отправлять штурмовик на давно заслуженную пенсию. Так, шеф Пентагона Эштон Картер не так давно заявил, что A-10 останется в строю в ВВС США как минимум до 2022 года. По мнению военных аналитиков, это обуславливается прежде всего высокими боевыми характеристиками штурмовика, а также (что особенно важно) невысокой стоимостью его эксплуатации. Дело в том, что разработка аналогов этого самолёта, его испытания и постановка в строй потребуют внушительных инвестиций, а самое главное - времени, которого у США, объявивших о своём участии в противостоянии террористам ДАИШ, сейчас нет.
В свою очередь Минобороны России стоит на позиции оптимизации и повышении качественных боевых характеристик хорошо зарекомендовавшего себя штурмовика Су-25. Не так давно было объявлено о модернизации всех стоящих на вооружении самолётов этой серии до уровня СМ3. Эти машины отличаются от своих предшественников наличием самого современного радиоэлектронного оборудования.
В частности, сюда добавлена система спутниковой навигации ГЛОНАСС (GPS) с возможностью программирования конечной точки полёта с точностью до десяти метров. Наличие такой аппаратуры позволяет лётчику автономно действовать даже при «нулевой» видимости. Новое оборудование также позволит повысить точность применения неуправляемых авиационных средств поражения до уровня управляемого оружия.
По мнению бывшего главкома ВВС РФ, Героя России генерала армии Владимира Михайлова, российские самолёты фронтовой авиации, к числу которых относится и семейство Су-25, превосходят зарубежные аналоги.
«Штурмовик Су-25 далеко не исчерпал весь свой боевой потенциал, известный ещё по Афганистану, - отмечает генерал Михайлов. - Его новая модификация будет обладать способностью высокоточного многоканального применения управляемого оружия. А включение в состав бортового радиоэлектронного оборудования самолёта радиолокационной станции и размещение управляемых ракет класса «воздух-воздух» ещё больше повысит выживаемость самолёта в боевых условиях».
Кроме того, как отмечает бывший главнокомандующий ВВС, создание абсолютно нового штурмовика потребовало бы затрат в сотни миллионов рублей, тогда как модернизация, установка на штурмовик новой авионики, обходятся значительно дешевле, позволяя при этом получать принципиально обновлённую машину.
Дмитрий Сергеев, телеканал "Звезда"
http://tvzvezda.ru/news/opk/content/201603280746-rrmq.htm
Фото: Минобороны РФ, army.mil
* * *
21 апреля 2016 года стало известно, что модернизированные Су-25СМ3 уже до конца года начнут поступать в подразделения ВКС России. Новейшее оборудование, устанавливаемое на "Грачи", даст им возможность уничтожать на поле боя в любое время суток и при любой погоде подвижные цели, такие как танки или бронемашины, защищённые от ударов с воздуха не только переносными зенитно-ракетными комплексами типа американского «Стингера» или российской «Вербы», но и дальнобойными системами, такими как «Бук», «Тор» и «Пэтриот».
Защищать новейшего «Грача» от вражеских систем противовоздушной обороны будет комплекс РЭБ «Витебск», разработанный самарским НИИ «Экран», который способен не только глушить радары противника мощными помехами, но и ослеплять вражеские ракеты с тепловыми головками самонаведения.
«Витебск» не только ставит помехи, но и обнаруживает излучение вражеских радаров, в том числе и РЛС зенитных систем, классифицирует его и с высокой точностью определяет координаты источника излучения.
Используя полученные данные, пилот штурмовика может обойти противника или уничтожить его зенитные системы, как с помощью специальных ракет Х-58, наводящихся на радиоэлектронное излучение, так и обычными ракетами или бомбами.
Также «Витебск» защищает Су-25СМ3 и от переносных зенитно-ракетных комплексов, отстреливая «тепловые ловушки», на которые вместо самолёта и наводятся головки самонаведения ракет ПЗРК.
Примечательно, что новейший комплекс обнаруживает запущенные по штурмовику ракеты так же, как и установленный на танк «Армата» комплекс активной защиты «Афганит», — с помощью ультрафиолетовых датчиков, реагирующих на ионизированный воздух.
Су-25СМ3 сможет не только «увернуться» от нескольких одновременно запущенных по нему ракет ПЗРК, но и обнаружить с помощью УФ-датчиков место запуска, а затем уничтожить расчёт переносного зенитного комплекса противника.
Поражать вражеские танки, боевые машины пехоты и бронетранспортеры пилотам Су-25СМ3 будет помогать прицельная система СОЛТ-25, обнаруживающая противника на дальности в несколько километров днём и ночью и даже тогда, когда идёт дождь или снег. Новейшая система видит цель как с помощью обычного телевизионного канала, так и с помощью тепловизора. А входящий в состав СОЛТ лазерный дальномер не только измеряет расстояние до объекта, но и подсвечивает его для высокоточного оружия, создавая на нём яркое пятно, на которое наводятся ракеты и бомбы.
Су-25СМ3 будет достаточно дешёвым в эксплуатации, но в тоже время очень эффективным авиационным комплексом.