Алроса Домодедово В737

Десять лет без взлётной полосы. Прокуратура раскрыла схему саботажа реконструкции ВПП-2 в аэропорту Домодедово

Фото © «Авиация России»

Решение о строительстве взлётно-посадочной полосы, которая заменит существовавшую ВПП-2, Росавиация приняла в 2014 году, её строительство велось в рамках первого этапа мероприятий проекта «Реконструкция и развитие аэропорта Домодедово» по федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010—2021 годы)». Стоимость проекта оценивалась в 12,85 млрд руб.

Первоначально сдать новую ВПП-2 планировалось ещё в 2016 году, но из-за банкротства подрядчика, «Строительного управления № 1» (СУ-1), сроки были сдвинуты на 2018 год к Чемпионату мира по футболу. Однако и в 2018 году, и позже, вплоть до конца января 2025-го, в аэропорту Домодедово работает только ВПП-1. Контракт с СУ-1 Росавиация расторгла в октябре 2018 года, к тому моменту из-за финансовых сложностей подрядчик уже год никаких работ на объекте не производил.

В августе 2019 года правительство России выделило из Резервного фонда на реконструкцию аэродромной инфраструктуры Домодедова 620 млн руб. 300 млн руб. из этой суммы должны были пойти на завершение строительства новой ВПП, 250 млн руб. – на завершение строительства мест стоянки воздушных судов у нового пассажирского терминала, ещё 70 млн руб. – на завершение строительства очистных сооружений.

В конце января 2021 года был объявлен тендер на выполнение проектных и изыскательских работ по реконструкции и развитию аэропорта Домодедово. На первом этапе должна была быть сдана в эксплуатацию новая ВПП-2. На втором и третьем – открыта новая магистральная рулёжная дорожка «S» и соединительная рулёжная дорожка, а также переоборудована старая ВПП-2 и запущена в эксплуатацию в виде магистральной рулёжной дорожки «Т». Все работы, по планам Росавиации, необходимо было завершить в 2023 году.

Реконструкция ВПП-2 – одна из самых проблемных в аэропортовой отрасли России. Этот долгострой тянется уже более 10 лет, готовность объекта, который в настоящее время законсервирован, составляет около 80 процентов. Внятно объяснить причины, почему не возобновляются работы и ВПП не запускается в эксплуатацию, в самом аэропорту не могут. Редакция сайта «Авиация России» направляла в пресс-службу Домодедово два запроса с просьбой прокомментировать долгострой, последний был сделан 2 августа 2024 года, ответа мы не получили.

При этом, один самолёт недостроенная полоса всё же приняла. 16 января 2020 года «Суперджет 100» с регистрационным номером RA-89078 авиакомпании «ИрАэро», выполнявший рейс по маршруту Сабетта-Москва, по ошибке пилота штатно приземлился на строящуюся ВПП-2.

28 января 2025 года Генеральная прокуратура зарегистрировала иск к владельцу аэропорта Домодедово Дмитрию Каменщику и председателю наблюдательного совета Валерию Когану. Надзорное ведомство потребовало взыскать в доход Российской Федерации 100% долей ООО «ДМЕ холдинг», которое владеет группой операционных компаний аэропорта. ГП считает, что холдинг, в который входят 25 российских юридических лиц, каждое из которых имеет стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, оказался под иностранным контролем. Об этом сообщила газета «Ведомости».

Согласно заявлению надзорного органа, в 2024 году Каменщик и Коган предприняли попытку скрыть факт иностранного контроля над стратегически важными предприятиями России. Для этого они обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с запросом на одобрение сделок по передаче управления этими активами компании «ДМЕ холдинг». Учредителями этой фирмы являются сам Каменщик (1%) и «Аламо холдинг» (99%), который также контролируется Каменщиком. Однако, как утверждается, они намеренно не раскрыли ФАС реальную структуру владения, скрыв, что Коган фактически контролирует группу компаний «Домодедово», а также факт наличия у него гражданства Израиля.

Кроме того, в антимонопольный орган не были предоставлены сведения о том, что над «ДМЕ холдингом» установлен контроль со стороны иностранного кредитора – ирландской компании DME Airport Designated Activity Company. В результате, как сообщается, правительственная комиссия по иностранным инвестициям и ФАС, введённые в заблуждение, одобрили передачу прав на стратегические российские активы «ДМЕ холдингу». Таким образом, действия Каменщика и Когана, по версии надзорного органа, могли привести к сокрытию реального иностранного влияния на ключевые предприятия страны.

Генеральная прокуратура считает, что Каменщик и Коган, установив иностранный контроль над стратегически важными предприятиями, действуют в интересах западных стран, стремящихся нанести ущерб экономике России. По версии ведомства, их действия направлены на подрыв экономической стабильности страны: в 2021-2023 годах под видом погашения займов они вывели за рубеж 18 млрд рублей прибыли аэропорта.

Если проецировать выводы ГП на домодедовский долгострой с реконструкцией второй ВПП, то обращает на себя внимание, что в иске говорится о намеренном саботаже Каменщиком и Коганом мероприятий по развитию и модернизации инфраструктуры аэропорта.

Также обращает на себя внимание, что последние несколько лет в аэропорту наблюдается падение пассажиропотока Так, например, в 2023 году количество обслуженных пассажиров снизилось на шесть процентов – до 19,9 млн человек. На внутренних авиалиниях было обслужено 13,9 млн человек, что на 7% меньше, чем в 2022 году. На международных линиях – 6 млн пассажиров, что на три процента меньше, чем годом ранее.

За 10 месяцев 2024 года пассажиропоток аэропорта составил 13,3 млн человек. Это на 23,5% меньше показателей 2023 года. Аэропорт сейчас является третьим по пассажиропотоку в России, а его доля в пассажиропотоке Московского авиаузла – около 20%. С 2004 года Домодедово был самым крупным аэропортом России. В 2015-м этот статус вновь вернул себе аэропорт Шереметьево.

Артём Кириллов
для сайта «Авиация России»

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (45 оценок, среднее: 4,29 из 5)
Загрузка...