Airbus объявил о завершении программы A380

Итак, то, что уже давно ожидалось, случилось - Объединённые Арабские Эмираты объявили, что при всей своей любви к этому самолёту-гиганту, возьмут только 14 лайнеров A380 вместо 53. В руководстве Эйрбас заявили, что у компании нет оснований для поддержания производства, и несмотря на все предпринятые усилия в 2021 году поставки А380 будут прекращены.

«Emirates является убеждённым сторонником A380 с самого начала программы, - сказал председатель и главный исполнительный директор Emirates шейх Ахмед бен Саид Аль Мактум. - Хотя мы разочарованы тем, что нам пришлось отказаться от нашего заказа и сожалеем о том, что программа не может быть продолжена, мы признаём, что это реальность ситуации».

После нескольких лет в кризисном режиме решение о прекращении производства крупнейших в мире гражданских самолётов не стало неожиданностью. Но необходимость отменить многомиллиардный проект спустя 18 лет после его запуска в декабре 2000 года показывает, что Airbus ошибся в прогнозе спроса на большие самолёты. Вместо примерно 1500 заказов на А380, которые Airbus ожидал в течение 20 лет, материализовалась лишь небольшая их часть.

Коммерческая эксплуатация A380 началась 25 октября 2007 года в авиакомпании Singapore Airlines. За прошедшие годы Airbus поставил заказчикам в общей сложности 234 самолёта. Поскольку лизинг первых двух самолётов «Сингапурских авиалиний» не был продлён, два самолёта были выведены из эксплуатации после чуть более десяти лет коммерческих полётов. Air France также сообщила, что планирует отказаться от трёх из десяти своих A380. Qatar Airways заявила, что планирует завершить эксплуатацию своих A380, когда им исполнится десять лет.

На конец января 2019 года было законтрактовано 313 самолётов. В это число включены самолёты, от которых отказалась Qantas, и все самолёты, заказанные Эмирейтс. Получив заказы на 162 самолёта A380, Эмирэйтс была на сегодняшний день крупнейшим заказчиком этого лайнера и, по крайней мере, дважды спасла программу от досрочного прекращения дополнительными заказами. У Emirates в эксплуатации остаётся 109 самолётов A380.

В дополнение к ещё 53 самолётам, предназначенным для авиакомпании базирующейся в Дубае, заказы A380 на 31 января включали в себя 20 самолётов для арендодателя Amedeo, три для All Nippon Airways (ANA) и три для Air Accord, последние три самолёта заказывала обанкротившаяся Трансаэро.

Двадцать лет назад европейские компании, сформировавшие консорциум Airbus считали А380 последней недостающей частью, дополняющей их коммерческое портфолио: самолёт, который будет конкурировать с Boeing 747.

Работа над несколькими различными вариантами лайнера началась в конце 1980-х годов. В 1993 году компании-партнёры Boeing и Airbus начали технико-экономическое обоснование развития очень крупного коммерческого транспорта (VLCT). После того, как Boeing вышел из проекта, Airbus реализовал планы самостоятельно, первоначально под названием проекта A3XX. В 1996 году Airbus создал большое авиационное подразделение во главе с Юргеном Томасом, которого позже назвали «отцом A380».

Программа была официально запущена с твёрдыми заказами на 50 самолётов из Virgin Atlantic, Qantas, Air France, ILFC, Singapore Airlines и Emirates. Вскоре после запуска в список клиентов были добавлены Lufthansa, FedEx (для предлагаемой в то время версии для грузовых перевозок) и Qatar Airways.

Ввод в эксплуатацию, первоначально предусмотренный на 2005 год, был отложен до 2007 года, после того как Airbus обнаружил несоответствие схемы проводки в секциях самолётов, изготовленных на разных участках. Проблемы привели к уходу руководителей высшего звена, включая Ноэла Форджарда с поста генерального директора EADS и Густава Гумберта с должности генерального директора Airbus.

Пик производства A380 достиг в 2012 и 2014 годах, когда Airbus поставил по 30 самолётов, что намного меньше планировавшихся 45 машин в год. В 2017 году было поставлено 15 самолётов и только 12 в 2018 году.

Первоначально расходы на программу А380 были определены в размере около 10 миллиардов евро, однако эксперты отрасли полагают, что Эйрбас затратил около 25 миллиардов евро.

По материалам Aviation Week

Фото (с) Андрей Величко, Flickr, https://www.flickr.com/photos/veland/28509803128


Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (4 оценок, среднее: 4,00 из 5)
Загрузка...







СТАТЬИ ПО ТЕМЕ