Межгосударственный авиационный комитет (МАК) завершил расследование катастрофы пассажирского самолёта SSJ100 (RA-89049) авиакомпании «Газпромавиа», которое произошло 12 июля 2024 года в Подмосковье в районе деревни Апраксино Коломенского района. Окончательный отчёт о результатах расследования авиакатастрофы размещён на сайте МАК.
Авиационное происшествие произошло при выполнении перелёта на аэродром базирования поcле технического обслуживания, в результате перехода самолёта на снижение и последующего столкновения с земной поверхностью. Снижение было вызвано активацией и одновременной работой функций защиты системы дистанционного управления по максимальной скорости полёта и по углу атаки.
«Активация функции защиты по скорости стала возможной в результате превышения
ограничения приборной скорости экипажем из-за неопределённости возникшей особой
ситуации в полёте, выразившейся в отсутствии ожидаемой реакции воздушного судна на
управляющие воздействия экипажа, завышенных значениях углов атаки, не
соответствующих индицируемым значениям скорости и в отсутствии рекомендаций
лётному составу по действиям при отказе датчика угла атаки (ДУА)», – говорится в отчёте МАК.
Расследование установило, что недостоверные показания углов атаки самолёта явились следствием перепутывания накладок ДУА левого и правого бортов воздушного судна при их демонтаже/монтаже в результате нарушения требований руководства по технической
эксплуатации SSJ100 в процессе технического обслуживания воздушного судна на Луховицком авиазаводе, что привело к передаче некорректных данных системе управления самолётом.
В результате ошибки техника, производившего монтаж датчиков, система автоматического управления самолёта ошибочно оценила положение ВС в пространстве, что вызвало не набор высоты, а снижение, которое экипаж предотвратить не смог. При крушении погибли все три члена экипажа, находившихся на борту, пассажиров не было.
Самолёт вылетел с аэродрома завода в Луховицах после планового ремонта и направлялся в аэропорт Внуково. Летный сертификат SSJ100 действовал до 2030 года. По факту аварии возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта. МАК направил авиационным властям России рекомендации, в которых указано о необходимости строгого соблюдения требований технической эксплуатации и обслуживания датчиков угла атаки воздушных судов. В частности, эксплуатанты получили информационное письмо с разъяснениями о необходимости точного соблюдения процедур замены ДУА, чтобы исключить ошибки при монтаже.
Для лётных экипажей введён специальный бюллетень с описанием особой процедуры по функции ограничения угла атаки и указаниями о действиях пилотов в нестандартных ситуациях. Авиационным властям поручено обеспечить информирование всего авиационного персонала о результатах расследования и новых требованиях для повышения общей безопасности полётов.
Авиакомпании, эксплуатирующие самолёты типа «Суперджет 100», должны обеспечить контроль выполнения требований лётным составом новых регламентированных процедур. Особое внимание уделено работам по демонтажу и монтажу датчиков угла атаки: для этого ПАО «Яковлев» выпустило бюллетень, предотвращающий неправильную установку накладок датчиков – критически важной операции для надёжной работы систем управления самолётом.
Кроме того, Луховицкому авиационному заводу рекомендовано привести в полное соответствие с нормативными документами порядок хранения авиационно-технических материалов и ведения технической документации. Все эти меры направлены на устранение факторов, способствовавших аварийному случаю, и обеспечивают комплексный подход к повышению безопасности полётов.