Отечественные авиакомпании в 2024 году перевезли 111,7 млн пассажиров, что на 5,9% превышает показатели предыдущего года. Данный объём перевозок соответствует уровню 2021 года, когда пассажиропоток составил 111 млн человек, говорится в презентации Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ).
Восстановление происходит неравномерно по сегментам. Международные перевозки продемонстрировали рост на 20,1%, в то время как внутренние маршруты показали прирост лишь 2%. Структура перевозок остаётся смещённой в пользу внутренних направлений: 84,7 млн пассажиров против 27 млн на международных рейсах.
Объём внутренних перевозок стал вторым по величине в истории российской гражданской авиации. Рекордный показатель был зафиксирован в 2021 году – 87,5 млн пассажиров. Международные перевозки достигли максимального значения за пятилетний период, однако остаются вдвое ниже уровня 2019 года (55,1 млн). Пятимесячные итоги 2025 года показывают стагнацию общего пассажиропотока (снижение на 0,2%). Внутренние линии демонстрируют отрицательную динамику, тогда как международные направления выросли на 3,3%. Перевозки в страны дальнего зарубежья увеличились на 10%.
Ключевая проблема отрасли – высокая загрузка воздушных судов. Коэффициент занятости пассажирских кресел вырос на 1,7 процентного пункта, с 87,6% до 89,3%, т.е., доля занятых кресел увеличилась примерно на 1,9% относительно предыдущего периода. На межрегиональных маршрутах этот занятость составила 90,4%. Пиковая загрузка приходится на летние месяцы – 92,5% в июле и 93,2% в августе. В 2025 году загрузка остаётся высокой – 88,3%. АЭВТ называет это аномальным явлением. Высокая занятость кресел даже в низкий сезон показывает, что провозные мощности авиакомпаний исчерпаны, несмотря на устойчивый спрос на авиаперевозки.
Сейчас продолжается выбытие иностранных самолётов, а новые российские модели начнут поступать только в ближайшие годы. Прогноз на пять лет остаётся сдержанно оптимистичным. В 2026 году пассажиропоток может упасть до 91-92 млн человек. Это связано с тем, что устаревшая иностранная техника выводится из эксплуатации быстрее, чем поступают новые отечественные самолёты. Ежегодно из парка выбывает около 4–6% иностранных самолётов, что усиливает давление на провозные мощности отрасли.
Однако начиная с 2027 года, с постепенным наращиванием поставок российских МС-21 и SSJ-100, ожидается восстановление пассажиропотока: к 2028 году он может превысить 107 млн человек, а к 2029–2030 годам приблизиться к допандемийному уровню в 120-127 млн пассажиров. Тем не менее, полное возвращение к докризисным объёмам возможно лишь при условии стабильного увеличения поставок отечественных воздушных судов и решения инфраструктурных ограничений.
Финансовые результаты отрасли остаются положительными, несмотря на рост операционных расходов. Общие доходы российских авиакомпаний в 2024 году выросли на 30% и достигли рекордных 1,98 трлн рублей – максимума с 2011 года. Операционная прибыль составила 71,1 млрд рублей, что в пять раз превышает показатель 2023 года, а операционная маржинальность (EBITDA) приблизилась к 20%, значительно превысив обычный диапазон 5-10%. Такой рост обусловлен увеличением пассажиропотока и высокой загрузкой кресел, а также повышением цен на авиабилеты в условиях дефицита провозных мощностей.
При этом авиакомпании столкнулись с существенным ростом операционных расходов: затраты на авиационные ГСМ увеличились на 34,7%, расходы на техническое обслуживание и ремонт – на 41%, а обязательное страхование – на 45%. Отсутствие доступа к авиатехнике Boeing и Airbus, а также рост тарифов естественных монополий создают дополнительное давление и рост цен на услуги аэропортового обслуживания и метеообеспечения. В АЭВТ подчёркивают необходимость усиления государственного контроля над стоимостью этих услуг для сохранения финансовой устойчивости перевозчиков.
Таким образом, российская гражданская авиация при достижении высоких финансовых результатов и восстановлении пассажиропотока сталкивается с ограничениями дальнейшего роста из-за недостатка провозных мощностей. Решение этой проблемы напрямую связано с поставками новых воздушных судов отечественного производства, начало которых ожидается в 2026 году.