Перспективы развития гражданского авиастроения в России связаны с расширением модельного ряда и удовлетворением потребностей в самолётах различной размерности и дальности. Поэтому пассажирский Ил-96-400М дополнит линейку гражданских лайнеров Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) в сегменте широкофюзеляжных самолётов. Об этом заявил ТАСС глава Минпромторга РФ Антон Алиханов на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2025).
По мнению министра, Ил-96-400М, наряду с МС-21-310, SJ-100 и Ту-214, обеспечит маршрутную сеть по всей стране и заменит иностранные аналоги. Самолёт должен поддержать как транспортную связанность страны на пассажирских линиях, так и логистику грузоперевозок.
Антон Алиханов отметил, что лайнер позволит развивать российские компетенции в создании широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов для дальнейшей модернизации систем и бортового оборудования с учётом современных тенденций интеллектуализации борта, более широкого применения и увеличения доли композитных материалов, создании задела для разработки широкофюзеляжного самолёта нового поколения.
В ноябре 2023 года опытный образец дальнемагистрального самолёта Ил-96-400М совершил первый полёт. Однако, несмотря на это, перспективы серийного производства Ил-96-400М остаются неопределёнными и вызывают скепсис у ряда экспертов. За последние два года в официальных сообщениях не упоминалось о планах по серийному выпуску этой модификации, наоборот, в третьей редакции комплексной программы развития российской авиаотрасли до 2030 года предусматривается поставка широкофюзеляжных самолётов Ил-96-300, Ил-96-400М в программе отсутствует.
В аппарате профильного вице-премьера Юрия Борисова в 2021 году отмечали влияние на планы серийного производства Ил-96-400М отсутствие заказов от авиакомпаний и пандемию COVID-19, вызвавшей простой дальнемагистральных самолётов по всему миру. Подчёркивалось, что в тот момент планировалось организовать производство лайнера исключительно для государственных заказчиков. Предполагалась сборка двух самолётов для специального лётного отряда «Россия». В Ростехе тогда подтвердили наличие понимания по потенциальным государственным заказчикам, заявив, что Ил-96-400М изначально проектировался как «не массовая машина», а «специальный самолёт, который будет выпускаться штучными экземплярами».
Вице-премьер и глава Минпромторга РФ (до мая 2024 г.) Денис Мантуров сообщал в декабре 2023 года, что Ил-96-400М будет выпускаться для грузовых перевозок. В перспективе, самолёт может быть использован для пассажирских перевозок, однако, по словам Дениса Мантурова, прежде необходимо определить оптимальную тягу двигателя: 26, 35 или 38 тонн. Он также отмечал, что в случае проявления интереса со стороны транспортных компаний, следующим шагом станет ремоторизация машины, с установкой двух двигателей ПД-35 вместо четырёх для повышения конкурентоспособности самолёта.
Помимо Ил-96-400М, ведётся научно-исследовательская работа по созданию абсолютно нового широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта следующего поколения, который должен появиться после 2030 года.