30 мая министр промышленности и торговли Антон Алиханов в рамках рабочего визита в Ульяновскую область посетил завод «Авиастар», где осмотрел производство военно-транспортных самолётов Ил-76МД-90А. Он отметил, что в текущем году предприятие выпустит семь таких машин. По словам Алиханова, к концу 2027 года планируется увеличить объём производства до 12 – в год. Дальнейшее расширение мощностей рассмотрят через три года, учитывая экспортный потенциал самолёта.
«За последние четыре года очень многое было сделано командой, которая здесь работает в Ульяновске… Они вышли на темп семь самолётов в год в этом году. Наша задача помочь им расшить узкие места, закупить новое оборудование, в том числе и ульяновского производства, и не только российское, но и импортное, из разных дружественных стран, для того, чтобы довести на первом этапе в конце 2027 года уровень производства до 12, и дальше до 18 Ил-76 в год», – сказал министр.
Производство Ил-76МД-90А в Ульяновске осуществляется по бесстапельной технологии на автоматизированной поточной линии сборки (ПЛС). Она состоит из десяти роботизированных станций для стыковки отсеков фюзеляжа, крыла и хвостового оперения, а также монтажа силовых установок и систем. ПЛС оснащена системой лазерного трекинга, которая обеспечивает высокую точность стыковки элементов. Переход на ПЛС позволяет сократить цикл сборки на 38% по сравнению со стапельным методом. Однако отработка технологического процесса на ПЛС требует времени.
Проектная мощность ПЛС на «Авиастаре» составляет 18 самолётов в год. Первоначальные планы, озвученные в 2020 году, предусматривали выход на темп производства 12 самолётов Ил-76МД-90А в год к 2024 году. Это соответствовало бы выпуску одного самолёта в месяц. На первых трёх самолётах, собранных на ПЛС, проводилась конструкторско-технологическая отработка сборки. В 2020 году планировалось передать Минобороны шесть машин, но фактически было поставлено три, в 2021-м сданы два самолёта, в 2022 году – пять, в 2023 и 2024 годах завод передал ВКС России по шесть тяжёлых ВТС Ил-76МД-90А.
Преимущество поточной сборки в том, что здесь можно варьировать объёмы между станциями. Главный принцип ПЛС – это цикличность или такт сборки. На каждой станции цикл изготовления должен быть одинаковым. На первую машину был заложен цикл движения в 28 рабочих дней, это то количество времени, которое необходимо затратить на каждой станции. На вторую – 26 дней, с третьей – 24 дня, что даёт возможность выпускать восемь самолётов в год.
Чтобы «Авиастару» выйти на выпуск 12 самолётов в год, а затем – на проектную мощность ПЛС в 18 машин, требуется дополнительное оборудование, которое до начала СВО поставляли бывшие «партнёры», о чём и сказал Антон Алиханов. Также не исключена необходимость доработки технологического процесса и адаптация к новой бесстапельной технологии. Увеличение темпов выпуска потребуют привлечения дополнительного квалифицированного инженерно-технического состава, сборщиков и рабочих. Несмотря на автоматизацию производства, процесс требует систематической отработки и решения возникающих вопросов на каждом этапе сборки.