Гражданская авиация, пассажирские и боевые самолеты и вертолеты России, новости и история российской и советской авиации.
Лётчики-испытатели «Иркута» рассказали о двигателях и пилотировании МС-21
В день открытия авиасалона МАКС-2021 два опытных самолёта МС-21-300 и МС-21-310 выполнили парный пролёт на низкой высоте над ВПП перед президентом России Владимиром Путиным, членами Правительства и представителями авиаотрасли. Это был первый публичный показ самолёта, на котором установлены двигатели ПД-14 — борт 73055 (МС-21-310).
23 июля на медиастенде Объединённой авиастроительной корпорации прошла организованная «ОДК-Пермские моторы» встреча с пилотами самолёта МС-21-310 — лётчиками-испытателями 1-го класса корпорации «Иркут» Героем России Олегом Мутовиным и кавалером Ордена Мужества Андреем Воропаевым. Они рассказали о своих впечатлениях от самолёта и об особенностях работы лётчиков-испытателей.
Звание Героя Российской Федерации Олег Мутовин получил в 2008 году. В 2004-2005 годах в качестве ведущего лётчика от Министерства обороны выполнял полёты по программе лётно-конструкторских испытаний опытного корабельного самолёта Cу-27КУБ на комплексе «Нитка» и с палубы тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Также он испытывал аэрофинишёры крейсера, а затем оказывал помощь в восстановлении лётной готовности руководящего состава полка палубной авиации к полётам с палубы «Кузнецова» в период подготовки крейсера к походу.
— Двигатель — это более технологичное и сложное изделие, чем самолёт. Я придерживаюсь такого мнения, что любой двигатель — это произведение искусства. Хоть я лётчик и моя работа — это самолёты, все-таки больше восхищаюсь конструкторами двигателей, и вообще тем, как устроен двигатель, — говорит он.
— Мне довелось учиться в Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Н. Е. Жуковского, там была очень мощная материальная база, были представлены многие двигатели, начиная от первых реактивных и заканчивая двигателями пятого поколения. Я любил подходить к стендам, разглядывал их внутреннее устройство, на лекциях немного соприкоснулся с тем, как проводятся расчёты параметров двигателя. И до сих пор восхищаюсь инженерами-конструкторами авиационных двигателей.
Что касается чувств, то когда лётчик достаточно опытный, который уже прошёл определенную стадию подготовки, садится в кабину самолёта, то он приходит в нормальное состояние, если даже его до этого кто-то выводил из себя. Что касается полёта, то в полёте главное чувство — это сосредоточенность, особенно если это испытательный полёт.
У нас не такой полёт — когда взлетел на высоту, включил автопилот и ждёшь, когда стюардесса принесёт кофе. У нас обычно полёт расписан так плотно, что, бывает, за четыре часа невозможно ни на что отвлечься. Количество режимов очень большое, потому что испытание — это дорогостоящий процесс. Естественно, мы стараемся в каждом испытательном полёте сделать как можно больше зачётных режимов, которые пойдут либо в сертификацию, либо для оценки полёта
Опытный самолёт стоит очень дорого. Американские СМИ приводили пример — если серийный истребитель стоит 30 млн долларов, то опытный истребитель стоит 130 млн долларов, потому что он фактически ручной сборки, часто находится в одном или двух экземплярах.
Все системы опытного самолёта недоработаны, они имеют право на отказ. Но ты должен скомпенсировать эти недоработки и притащить этот самолёт обратно на аэродром, чтобы потом на земле можно было разобраться в причинах отказа. Сейчас мы летаем вдвоём или втроём, а на земле 300 человек ждут результаты этого полёта. И нужно режим сделать правильно, чтобы он был зачётный, чтобы не нужно было тратить ещё средства на повторное выполнение этого задания, — рассказал Олег Мутовин.
Лётчики-испытатели «Иркута» показали в ходе демонстрационных полётов на МС-21 зрелищный эффектный пилотаж. Самолёты набирали высоту с углом тангажа +70°, выполняли виражи с углом крена около 100°.
— Мы хотели, чтобы зрителям авиасалона было интересно, поэтому у нас к показательным полётам был "испытательный" подход. Мы остановились на том, чтобы показать и машину, и возможности нового отечественного двигателя, продемонстрировать курсовую устойчивость и управляемость самолёта в сложных условиях полёта, — рассказывает о первых показательных полётах самолёта МС-21-310 лётчик-испытатель Андрей Воропаев.
27 октября 2011 года Андрей Воропаев в качестве командира экипажа выполнял рейс на самолёте ВВС России Ту-134А с пассажирами и грузом на борту из подмосковного аэродрома Чкаловский на аэродром Государственного лётно-испытательного центра (ГЛИЦ) Минобороны России им. В.П. Чкалова в Ахтубинске. После взлёта на высоте 8 550 метров в кабине пилотов произошла полная разгерметизация самолёта. Профессионализм и мужество командира Андрея Воропаева и его экипажа позволили произвести аварийную посадку Ту-134А, при этом ни пассажиры, ни экипаж не пострадали.
Тогда на скорости 600 км/час и при температуре воздуха -49°С всего за 37 секунд лобовое стекло в кабине пилотов сначала покрылось мелкой сеткой трещин, а потом и вовсе разрушилось. Вихрь ледяного воздуха сорвал входную дверь в пассажирский салон, поднял полы и ковры в районе стола первого пассажирского отсека. За борт из кабины вытянуло аэронавигационные карты, журнал предполётной подготовки самолёта и наколенные планшеты.
— Современные самолёты очень энергоёмкие, тяговооружённость самолёта очень высокая. Это обусловлено вопросами безопасности полётов, — продолжает Андрей Воропаев. — Необходимо, чтобы при взлёте самолёта с полной загрузкой, в случае отказа одного двигателя, самолёт смог продолжить свой взлёт. Поэтому при двух рабочих двигателях, без багажа и загрузки пассажирами, самолёт превращается чуть ли не в истребитель. Для сравнения — тяга одного двигателя ПД-14 — 14 тонн. Это такая же тяга в 14 тонн, как и тяга с максимальной мощностью на форсаже двигателя АЛ-41-Ф1С производства НПО «Сатурн» самолёта Су-35С.
Все системы, которые принято именовать искусственным интеллектом, очень облегчают процесс пилотирования. А всё возможное облегчение полёта, на самом деле, тебе только во благо, ты не такой напряжённый. Даже если ты очень устал и испытываешь стресс, умная автоматика поможет посадить самолёт без каких-либо проблем, что очень важно, — подвёл итог Андрей Воропаев.