18 декабря 1981 года на аэродроме Лётно-испытательного института имени М.М. Громова первый опытный дальний стратегический бомбардировщик Ту-160 впервые поднялся в воздух. Полёт проходил под руководством лётчика-испытателя Бориса Веремея и был совершён в канун 75-летнего юбилея руководителя советского государства Л.И.Брежнева. Этот факт был воспринят всеми как подарок ОКБ им. А.Н.Туполева и всей авиационной промышленности юбиляру.
За время эксплуатации ракетоносец установил 46 мировых рекордов. Одним из последних стал новый мировой рекорд по продолжительности полёта: в 2020 году самолёт провёл в воздухе более 25 часов, за которые он покрыл расстояние 20 тысяч километров. В 2010 году бомбардировщики «Илья Муромец» и «Алексей Плохов» провели в воздухе 24,5 часа. За сутки они пролетели половину земного шара. До этого самый длительный беспосадочный полёт длился 22 часа.
Ту-160 выполнен по схеме интегрального низкоплана с крылом изменяемой стреловидности, трёхопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Механизация крыла включает предкрылки, двухщелевые закрылки, для управления по крену применяются интерцепторы и флапероны. Четыре двигателя НК-32 установлены попарно в мотогондолах, в нижней части фюзеляжа. В качестве автономного энергоузла применяется ВСУ ТА-12.

Два отсека размещения полезной нагрузки расположены тандемом (друг за другом). Основные материалы планера – титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы. Самолёт оборудован туалетом, кухней, спальным местом. Приёмное устройство системы дозаправки в полёте типа «шланг-конус» позволяет выполнять длительное патрулирование воздушного пространства вдоль протяжённых границ Российской Федерации.
В конструкции крыла широко применяются моноблочные кессоны, собранные из монолитных панелей и профилей длиной 20 м. Фюзеляж собирался из крупногабаритных листов, профилей и штамповок с использованием специальной клёпки. Агрегаты управления и механизация крыла (стабилизатор, киль, флапероны, закрылки и т.д.) изготавливались с широким использованием композиционных и металлических клееных панелей с сотовым заполнителем.

Бомбардировщик Ту-160 сконструирован для поражения наиболее важных объектов в удаленных географических районах и в глубоком тылу континентальных театров военных действий. «Белый лебедь», как окрестили его за грацию пилоты, является самым крупным в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с изменяемой геометрией крыла, а также самым тяжёлым боевым самолётом в мире, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу.
Сегодня стратегические ракетоносцы составляют основу Дальней авиации России. В 2022 году в Казани было возобновлено производство самолёта в модернизированной версии Ту-160М. Первые четыре самолёта в феврале 2023 года были переданы в ВКС России, следующая партия также из четырёх ракетоносцев поступит в состав стратегической авиации в 2025 году.