https://www.mycity-military.com/Korisnik/von_Clausewitz/

Хорватия завершила использование истребителей МиГ-21 и передала патрулирование своего воздушного пространства соседям

Фото: © von Clausewitz / mycity-military.com/Korisnik/von_Clausewitz/

1 декабря 2024 года Хорватия окончательно отказалась от эксплуатации советских истребителей МиГ-21 и выведет их из состава своих ВВС через несколько недель после использования оставшихся лётных часов. Временное обеспечение защиты воздушного пространства в мирное время возложено на Венгрию и Италию. Это решение является частью перехода на новые многоцелевые истребители Dassault Rafale.

Переход на Rafale осуществляется в соответствии с контрактом на поставку Хорватии 12 единиц этих французских истребителей. К концу ноября 2024 года семь из них уже переданы Загребу. Ответственность за патрулирование воздушного пространства Хорватии до конца 2025 года будут нести венгерские и итальянские ВВС – до ввода всех двенадцати «Рафалей» в эксплуатацию.

Хорватия являлась последним европейским государством, эксплуатировавшим МиГ-21. Всего, по данным Military Balance, на 2024 год в составе хорватских ВВС было восемь самолётов типа МиГ-21: по четыре МиГ-21бис и МиГ-21УМД.

МиГ-21бис ранее принадлежали ВВС Йемена и позже перешли в собственность украинского госпредприятия «Одесавиаремсервис». В 2013 году самолёты прошли ремонт и модернизацию. Хорватия купила их у Украины в 2014-2015 годах. В феврале 2019 года премьер-министру Хорватии Андрею Пленковичу пришлось оправдываться перед парламентом из-за неудачной покупки израильских истребителей F-16 BARAK. Он напомнил парламенту, что одной из причин, по которой была начата покупка истребителей, стала некачественная украинская модернизация устаревших МиГ-21.

В середине 90-х годов Хорватия использовала до 40 самолётов МиГ-21 из бывших запасов Национальной народной армии ГДР. Самолёты были поставлены Загребу тайно, т.к. на Хорватию было наложено эмбарго. Позже выяснилось, что МиГи были приобретены на Украине.

В течение многих лет в Хорватии не было ни финансирования, ни политической воли для замены самолётов, предпринимались две попытки модернизировать сокращающийся парк. В 2003 году заказ на капитальный ремонт был размещён у румынского Aerostar, который включал модернизацию восьми истребителей МиГ-21бис. Компания также поставила четыре усовершенствованных двухместных модели UMD с продлённым сроком службы на 10 лет или гарантией до «даты истечения срока».

Десять лет спустя Хорватия обратилась к Украине, и в апреле 2014 года Одесский авиаремонтный завод получил первый модернизированный истребитель МиГ-21бис с авиабазы Плесо под Загребом. Семь хорватских самолётов МиГ-21бис-D (в хорватском языке «D» означает «модифицированный») были отремонтированы украинской государственной компанией «Укрспецэкспорт» по контракту на сумму 13,9 млн евро, подписанному в июне 2013 года. Соглашение также включало поставку пяти дополнительных одноместных самолётов, которые были переоборудованы и оснащены в соответствии со спецификациями ВВС Хорватии. Украинская группа экспертов оказала поддержку хорватским инженерам и техникам в сборке самолёта в Хорватии и подготовила его к финальным испытаниям и приёмке.

Последний самолёт был доставлен в июле 2015 года. Однако поставка всего парка была отложена из-за проблем с интеграцией новых навигационных и коммуникационных устройств, а также трудностей, связанных с преобразованием аналогового сигнала в цифровой.

По данным хорватских СМИ, проблемы начали возникать с момента прибытия самолётов. В начале 2016 года только три самолёта были пригодны для эксплуатации, а пять не работали. Расследование вывило, что некоторые серийные номера на фюзеляжах были заменены на алжирские и что заменённые детали не соответствовали указанным в документах. Это вызвало подозрения, что самолёты или детали могли быть намного старше, чем указывалось в сопроводительных документах, предоставленных украинской компанией.

Позже выяснилось, что действительно некоторые агрегаты содержали старые детали из Болгарии, Алжира и бывшего СССР. Кроме того, йеменские ВВС сообщали, что пять самолётов, закупленных Хорватией, фактически всё ещё находились во владении Йемена, хотя годами они оставались неоплаченными на Одесском ремонтном заводе.

Хорватия вернула четыре отремонтированных МиГ-21, у которых из-за некачественной работы были выявлены протечки топлива и неисправное навигационное оборудование. В феврале 2018 года хорватские СМИ сообщили, что Окружной суд Загреба рассматривает дело о коррупции при ремонте самолётов на Украине. Бюро по борьбе с организованной преступностью Министерства юстиции Хорватии обвинило двух человек в получении взяток при покупке и ремонте 12 МиГов, приобретённых на Одесском авиаремонтном заводе.

Из-за многолетних задержек с приобретением новых самолётов и неудачного ремонта имеющихся МиГ-21 на Украине, в составе ВВС Хорватии в среднем оставалось всего три-четыре полностью боеспособных самолёта. И у Загреба не оставалось иного выбора, кроме как сообщить командованию НАТО о своей неспособности контролировать воздушное пространство страны и потребовать, чтобы ответственность за это взяли на себя ВВС одного из соседних государств-членов. Что и произошло теперь.

Отвратительно!Плохо!Принято!Хорошо!Отлично! (4 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...