В мае 2016 года в Сочи на совещании по развитию авиации было принято решение о возобновлении производства пассажирских самолётов Ил-96-400М. Первоначальными планами предполагалось, что по программе модернизации Ил-96-300 в версию Ил-96-400М уже в 2021–2023 годах будут построены шесть серийных лайнеров для передачи в лизинг российским авиаперевозчикам. Однако только весной 2023 года первый опытный самолёт вышел из цеха окончательной сборки ВАСО.
Наземные отработки систем лайнера и гонка двигателей продолжались более четырёх месяцев. Как
Пассажировместимость Ил-96-400М в одноклассной компоновке составит 436 мест и 386 – в двуклассной. Максимальная взлётная масса – не менее 270 тонн, дальность полёта с полезной нагрузкой в 41 тонну – не менее 9 тыс. км. На самолёт устанавливаются четыре модернизированных турбовентиляторных двигателя
В редакции журнала отметили, что перспективы серийного выпуска Ил-96-400М остаются неопределёнными. «Действующая Комплексная программа развития авиационной отрасли России до 2030 года, новая редакция которой принята в конце августа, предусматривает поставку в 2025–2030 годах только двенадцати 237–300-местных широкофюзеляжных дальнемагистральных авиалайнеров Ил-96-300, а более вместительный Ил-96-400М в документе пока не упоминается», – рассказал «Взлёт».
Решение о целесообразности серийного производства Ил-96-400М будет принято после сертификационных испытаний машины. Поднять лайнер планировалось не позднее конца 2022 года. При этом первый экземпляр Ил-96-400М будет использоваться в качестве летающей лаборатории для проверки технических решений для широкофюзеляжных дальнемагистральных самолётов. На этой машине будут отрабатываться модернизированные системы, в том числе перспективный отечественный комплекс пилотажно-навигационного оборудования.