В Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе (ТАНТК) им. Г. М. Бериева разработан проект четырёхместного самолёта-амфибии Бе‑101. Проект рассматривался как учебный для подготовки кадров при проведении научно-исследовательских и конструкторских работ по проектированию самолёта с планером из композиционных материалов, его дальнейшего серийного производства и послепродажного обслуживания.
«Наш приоритет — создание инженерного задела для новых разработок. Поэтому работа над проектом самолёта Бе-101, который спроектирован по современным цифровым технологиям и выполняется из современных композитных материалов, поможет развитию правильных навыков у инженеров и конструкторов», — говорит Юрий Грудинин, генеральный директор — генеральный конструктор ТАНТК им. Г. М. Бериева.
«В последние годы в авиастроении стремительно меняются как методы проектирования, так и материалы, применяемые для изготовления планера самолетов. Для получения опыта проектирования силовых конструкций на основе полимерных композиционных материалов руководство предприятия в 2005 году решило спроектировать новый самолёт и использовать его для обучения конструкторов и инженеров ОКБ и производства. В выполнении работ по проекту приняло участие более 100 специалистов предприятия», — говорит ведущий конструктор проекта Валерий Принцыпар.
ТАНТК им. Г. М. Бериева практически завершили выпуск конструкторской документации. На 50% проведена подготовка производства, включающая проектирование и изготовление оснастки, начато изготовление деталей и агрегатов планера. На основании проведённых технико-экономических анализов Принцыпар считает, что в случае запуска самолёта Бе‑101 в серийное производство может получиться лучший в своем классе самолёт-амфибия.
Четырёхместная машина способна поднять в воздух пилота и трёх пассажиров, её можно использовать и для обучения, при этом на правом месте размещается инструктор. У новинки ТАНТК полностью «стеклянная кабина» — вся информация пилоту выдаётся на два жидкокристаллических монитора. Самолёт-амфибия может эксплуатироваться как в существующей инфраструктуре, так и вне сети аэродромов, базируясь на небольших водоемах, содержащих простейший выход на берег.
Самолёт-амфибия Бе-101
- Максимальная дальность полёта на высоте до 3000 м – 1000 км.
- Бе-101 может садиться и взлетать при высоте волны в 0,4 м.
- Максимальная скорость – 270 км/час.
- Бе-101 может использоваться:
- в коммерческой эксплуатации:
- пассажирские перевозки;
- перевозка мелких грузов;
- в качестве частного самолета;
- специального применения:
- патрулирование;
- экологический мониторинг;
- санитарные перевозки;
- поиск и спасение на воде.
- в коммерческой эксплуатации:
По материалам журнала ОАК "Горизонты" / №3 (11). 2016