Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь выставило на продажу три самолёта Ил-103. Ознакомится с лотами и условиями тендера можно на сайте Республиканского унитарного предприятия «Институт оценки недвижимости».
Первый полёт лёгкий многоцелевой четырёхместный (пилот + 3 пассажира) самолёт Ил-103 выполнил 17 мая 1994 года. Поднял машину в небо лётчик-испытатель ОКБ им. С.В. Ильюшина Игорь Гудков.
Старт работам по созданию самолёта нехарактерной для ильюшинской фирмы размерности был дан в 1988 году, когда в журнале «Крылья Родины» было напечатано извещение о конкурсе на создание самолёта первоначального обучения. Инициативной группой молодых сотрудников КБ был подготовлен проект, который прошёл первоначальный отбор. Впоследствии он был оптимизирован под облик будущего Ил-103. Самолёт оснастили двигателем I0-360ES американской компании Teledyne Continental Motors.
В качестве учебно-тренировочного самолёта Ил-103 не получил широкого распространения, было выпущено около 70 машин. «Илы» поставлялись заказчикам в России, экспортировались в Республику Беларусь, Перу, Мьянму, Южную Корею. На Ил-103 был получен хороший опыт развития процедур сертификации и валидации сертификатов типа. Первоначальную сертификацию провёл Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета, который выдал одобрительный документ 15 февраля 1996 года.
Все три самолёта Ил-103 белорусского МЧС, выставленные на торги, ранее использовались предприятием «Беллесавиа» для патрулирования лесов и мониторинга пожарной обстановки. В настоящее время эту задачу возлагают на беспилотные авиационные системы.
Самолёты не летают почти 10 лет, длительное время они находятся на хранении на аэродроме Липки в Минской области. В 2015 году, после крушения Ил-103 под Брестом, эксплуатация типа в Белоруссии была приостановлена. 14 июня самолёт упал вблизи деревни Хабы Брестского района. В результате удара о землю погибли 39-летний командир судна и 44-летний лётчик-наблюдатель. Комиссия Минтранса РБ заключила, что авария произошла из-за перегрева двигателя и падения его мощности.
Первоначальная цена за каждый самолёт установлена в размере 393.755 белорусских рублей, что по курсу на начало января 2025 года соответствует 11.758.000 российских рублей. Торги пройдут 31 января.