В Белоруссии рассказали о деталях крушения самолёта Як-130

По предварительным результатам расшифровки бортовых регистраторов полётной информации, выполненной Государственной комиссией в составе представителей прокуратуры, Следственного комитета и Министерства обороны Республики Беларусь, установлены обстоятельства крушения учебно боевого самолёта Як-130 Лидской штурмовой авиабазы белорусских вооруженных сил, которая произошла 19 мая 2021 года в Барановичах.

В Минобороны Республики Беларусь рассказали, что аварийная ситуация произошла в горизонтальном полёте самолёта над аэродромом Барановичи. Экипаж после возникновения аварийной ситуации доложил руководителю полётов об отказе системы управления. В данной ситуации, согласно требованию Руководства по лётной эксплуатации самолёта Як-130, экипаж обязан был покинуть воздушное судно. Руководитель полётов не менее 10 раз подал по радио команду «Катапультируйся! Катапультируйся! Прыгай!». В это время самолёт перешёл в неуправляемое хаотичное движение и его траектория начала уклоняться в сторону города.

 

«Экипаж не покинул самолёт, продолжал бороться и ему удалось перейти на резервную систему управления. В данном случае резервная система позволила стабилизировать только направление полёта и экипажу удалось изменить направление полёта, но не высоту – высота продолжала интенсивно падать. Как показывают средства объективного контроля, от момента возникновения аварийной ситуации до падения самолёта прошло чуть более минуты», — рассказал представитель Минобороны Белоруссии.

В этих условиях на высоте около пятидесяти метров экипаж направил самолёт в точку вне жилых построек.

Уже перед гарантированным падением лётчикам не хватило высоты для принятия решения и безопасно покинуть самолёт. По данным бортовых самописцев, экипаж воздействовал на ручку управления и педали до момента касания земли.

«Это то, что сейчас известно после предварительных первых результатов "чёрных" ящиков. Но уже в этой ситуации я, как командующий вижу, что экипаж проявил самые лучшие качества белорусских военных – он до конца выполнял свой воинский долг, он ценой своей жизни спас жизни мирных наших граждан. Это настоящие патриоты нашей страны», — прокомментировал предварительные результаты расшифровки «чёрных» ящиков командующий ВВС и войсками ПВО Белоруссии Игорь Голуб.

* * *

Согласно данным из открытых источников, которые собрало ТАСС, за время испытаний и эксплуатации УБС Як-130 в России были потеряны в общей сложности пять таких машин, в результате одной катастрофы погиб один человек. Кроме того, три экземпляра Як-130 были потеряны Военно-воздушными силами Бангладеш. До 19 мая 2021 года в Белоруссии потерь самолётов этого типа не было.


26 июня 2006 года прототип учебно-боевого самолёта Як-130, принадлежавший Лётно-испытательному институту им. М.М. Громова и выполнявший испытательный полет с аэродрома ЛИИ в Жуковском, потерпел крушение в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались и не пострадали, самолёт был разрушен. Причиной аварии стал отказ системы управления.

29 мая 2010 года предсерийный экземпляр Як-130 (бортовой номер 93) 4-го Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВВС РФ им. В.П. Чкалова (Липецк) во время выполнения планового задания потерпел аварию при взлёте. Экипаж успешно катапультировался, самолёт был разрушен.

15 апреля 2014 года Як-130 Борисоглебского филиала Военного учебно-научного центра (ВУНЦ) ВВС России потерпел крушение в районе пос. Батаевка (Ахтубинский район Астраханской области). Экипаж катапультировался, оба лётчика получили тяжёлые травмы, от которых скончался один из них - пилот-инструктор подполковник Сергей Серёгин. Самолёт полностью разрушился. Причиной ЧП стал технический сбой - отказ системы управления.

11 июля 2017 года близ гор. Лохагара (округ Нарайл, область Кхулна, Бангладеш) потерпел крушение Як-130 (бортовой номер 15102, "короткий" номер 102) 21-й эскадрильи ВВС Бангладеш. Оба летчика успешно катапультировались и не пострадали. Авиапроисшествие стало первым случаем потери самолёта этого типа за пределами РФ.

16 сентября 2017 года при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэродрома Борисоглебск (Воронежская область) потерпел аварию Як-130 (по неофициальным данным из открытых источников, бортовой номер "49 белый", регистрация RF-44490). По сообщению Минобороны РФ, экипаж увел воздушное судно от близлежащих построек, благополучно катапультировался и не пострадал. По информации СМИ, самолётом управляли курсант Иван Клименко и майор Сергей Заволока.

27 декабря 2017 года на юго-востоке Бангладеш, в округе Кокс-Базар, произошло столкновение в воздухе двух Як-130 местных ВВС. По неподтвержденным данным, машины имели бортовые номера 15103 ("короткий" 103) и 15105 ("короткий" 105). Пилотам удалось катапультироваться, обе машины были потеряны. При падении самолётов возникли пожары, были повреждены частные жилые дома, на земле получили ранения и ожоги не менее семи местных жителей.

12 апреля 2018 года в Грибановском районе Воронежской обл. потерпел аварию Як-130 авиабазы Краснодарского высшего авиационного училища лётчиков (Борисоглебск). По данным Минобороны, самолёт упал в затопленной весенним паводком местности в районе с. Большие Алабухи. Оба лётчика катапультировались, приземлились на небольшой островок и были спасены. Один из них повредил ногу. Воздушное судно выполняло плановый учебно-тренировочный полёт. В военном ведомстве сообщали, что авария могла произойти из-за технической неисправности.



Отвратительно!ПлохоНовость ни о чёмХорошоОтличная новость! (1 оценок, среднее: 1,00 из 5)
Загрузка...