Создатели БПЛА С-70Б-1 «Охотник» рассказали о его некоторых особенностях

Фото: © ТРК «Звезда»

Все компоненты будущего ударного беспилотного летающего аппарата С-70Б-1 «Охотник» проходят тщательную проверку на прочность с целью понять причины тех или иных разрушений детали. Испытания на деформацию проходит не основная деталь, а образец-свидетель. Если дефект будет выявлен в образце, то и основная деталь будет забракована. Об этом, а также о плоском сопло С-70, выращенном на 3D-принтере, шла речь 10 октября в очередном выпуске программы «Военная приёмка» на телеканале «Звезда».

 

Изготавливают композиционные панели обшивки фюзеляжа БПЛА «Охотник» на производственной площадке ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина в Обнинске, здесь же проводится тестирование на прочность изготовленных агрегатов. Но испытания проходит не само изделие, а деталь – образец-свидетель.

Начальник сектора Николай Матюшевский рассказал ведущему программы, что разрушение образца-свидетеля основной детали делается для того, чтобы определить в образце распределение деформаций и напряжений. Образец специально окрашивают и помечают метками для более точного выявления предполагаемых деформаций. Метки наносятся хаотично специальным прибором. В процессе тестирования специалисты видят на диаграммах поля деформации и определяют, в какой зоне произошло разрушение.

Автоматизированная выкладка препрега на оснастке для изготовления композитной обшивки БПЛА С-70Б-1 "Охотник"
Фото © ГК Ростех

«Если разрушение произошло в центре, то деформации у нас распределялись равномерно. Если бы разрушение произошло в другой зоне, то мы бы уже с помощью системы [визуализация камерами высокого разрешения – прим. «АР»] определили, из-за чего именно возможно такое разрушение», – объяснил Николай Матюшевский процесс тестирования на специальных заготовках.

Процесс разрушения образца-свидетеля записывается на видео, чтобы сотрудники смогли затем проанализировать данные. По съёмкам с камер специалисты определяют поле напряжений и деформаций, анализ которых позволяет оценить качество готового композиционного изделия. Применяемый в Обнинске метод даёт возможность определить деформацию при нагрузке в образце и визуально оценить путь распространения трещины – процесс разрушения образца-свидетеля или самой конструкции. Если разрушение образца-свидетеля происходит с отклонением от заданных параметров, то после проведённого анализа деформаций, основное изделие будет забраковано.

В следующем сюжете «Военной приёмки» заместитель генерального конструктора ОКБ «Мотор» ПАО «ОДК УМПО» Сергей Кузьмин рассказал, что будущее плоское сопло БПЛА С-70Б-1, выращенное на 3D-принтере, снизит его заметность для ракет [в задней полусфере БПЛА – прим. «АР»].

Плоское сопло эффективно рассеивает реактивную струю, а конструктивные особенности внутренней части сопла прикрывают горячие части двигателя холодными элементами. Инфракрасная система наведения ракеты горячие лопатки двигателя не увидит, кроме того, большая часть сопла скрыта под фюзеляжем самолёта, что также уменьшает заметность для ракет.


Сопло изготавливается по аддитивной технологии, что сокращает время и средства на изготовление и подготовку производства.

По словам Сергея Кузьмина, на второй версии «Охотника» будет установлен двигатель уже с новым, плоским соплом. «Ни на одном российском истребителе сейчас такого сопла нет. Но это общемировой тренд, с конца XX века все боевые истребители делаются именно с плоскими соплами», – подчеркнул он.

В С-70Б-1 использованы отдельные технологии, зарекомендовавшие себя на истребителе Су-57, в паре с которым предполагается его использование, в том числе, и подход к интеллектуализации. Например, «Охотник» в случае потери связи с оператором может самостоятельно вернуться на базу. Такая возможность обеспечивается за счёт системы управления с использованием искусственного интеллекта.

По словам первого заместителя директора ОКБ Сухого по проектированию, главного конструктора С-70Б-1 Сергея Бибикова, новая система управления позволяет «Охотнику» действовать в условиях потери связи с оператором.

«Она полностью выполняет функции экипажа как минимум по безопасному возвращению аппарата в точку базирования. Он превращается в аппарат, работающий без вмешательства лётчика. Он сам знает, какая должна быть скорость, он её сам автоматически контролирует, и в этом режиме функции выполняются полностью автоматически», – пояснил конструктор. По его словам, высокая степень интеллектуализации «Охотника» принципиально отличает его информационно-управляющую систему от аналогичных элементов ИИ для пилотируемых самолётов.



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (8 оценок, среднее: 4,50 из 5)
Загрузка...