Ударный вертолёт Ми-28НМ проходит испытания и, как ожидается, с 2018 года начнёт поступать в войска, став первым в истории нашей страны серийно производящимся вертолётом с важнейшим элементом современного ударного вертолёта - надвтулочной радиолокационной станцией.
РЛС нужна на вертолёте для выполнения двух групп задач - навигационных и боевых. К первым относится картографирование местности, обнаружение препятствий для полёта, таких как линии ЛЭП или неровности рельефа, а также метеообразования. Радар в отличии от оптических каналов намного меньше подвержен влиянию погодных факторов и может “видеть” в любое время суток. Поэтому для полноценного круглосуточного применения вертолёту просто необходима бортовая РЛС.
Кроме того РЛС может фиксировать и даже определять направление движения подвижных объектов на земле. Эти возможности позволяют вести поиск и сортировку целей.
Чаще всего обзорная РЛС вертолёта обнаруживает цель, определяет её координаты и “передаёт” их на более точные, но ограниченные в поле зрения оптико-электронные и тепловизионные системы управления вооружением, которые и выполняют прицеливание и наведение управляемой ракеты. Однако в ряде случаев оптические каналы не эффективны - к примеру из-за сочетания большой дальности до цели с плохими погодными условиями: дождь, туман. В этом случае РЛС может самостоятельно наводить на цель ракеты с радиокомандной системой управления.
«Надвтулочная радиолокационная станция» означает, что антенна РЛС располагается над несущим винтом вертолёта под специальным обтекателем сферической формы, который защищает антенну от физических воздействий, но не препятствует распространению радиоволн. Такая конфигурация даёт целый ряд преимуществ. Прежде всего - возможность существенно сократить время поиска и уничтожения целей и улучшить выживаемость вертолёта на поле боя. Это достигается за счёт возможности постоянного кругового обзора пространства вокруг вертолёта.
В современных боях, где часто отсутствует очевидная линия соприкосновения с противником, а угрожать вертолёту может любой пехотинец вооруженный переносным зенитно-ракетным комплексом (ПЗРК) или крупнокалиберным пулемётом, возможность как на ладони видеть пространство вокруг является жизненно важным фактором. Добиться такого при размещении антенны РЛС в носовом обтекателе очень сложно - такое исполнение предполагает обзор не более, чем в 120° по курсу движения машины.
Ещё одно ключевое преимущество надвтулочной РЛС заключается в разнообразии тактики применения оснащённых ею боевых вертолётов. Сегодня самая распространённая тактика применения ударных вертолётов - быстрый выход на боевую позицию на низкой высоте, пуск ракеты и быстрый выход из зоны поражения ПВО противника. Надвтулочное расположение антенны РЛС, позволяет её использовать как своего рода радиолокационный “перископ”. Ми-28НМ сможет, прячась за деревьями, в лощинах, за холмами или строениями, обнаруживать цели, поднимаясь из-за укрытия лишь на высоту обтекателя антенны РЛС. После такой разведки вертолёту надо будет лишь на непродолжительное время показаться из-за укрытия полностью, чтобы произвести пуск ракет. При дальности пуска управляемых ракет, доходящей до 10 км, такая тактика применения делает его почти неуязвимым.
История создания
История создания надвтулочной РЛС Н025 уходит корнями в 90-е годы. Изначально ГРПЗ должен был стать серийным производителем этой станции, но обстоятельства сложились таким образом, что к началу 2000-х годов завод был вынужден взять на себя ещё и несвойственные ему тогда функции по разработке РЛС. Это стало катализатором появления на заводе собственного КБ - Научно-технического центра ГРПЗ (НТЦ), подразделения, которое сегодня может похвастаться одной из самых лучших в России команд инженеров-разработчиков.
Первый прототип РЛС был испытан всего через четыре года после начала работ – 16 февраля 2007 года вертолёт Ми-28Н с надвтулочной РЛС впервые поднялся в небо. С тех пор началась доработка этого сложного изделия. Несмотря на большой опыт в создании различных РЛС у российских инженеров не было готовых ноу-хау по установке их в столь сложном с точки зрения радиоэлектроники да и просто механики месте как над втулкой несущего винта вертолёта.
Проблема заключается в том, что в конструкции надвтулочной части РЛС могут возникать резонансные явления на частотах равных частоте вращения несущего винта. Это затрудняет работу радара - для получения точных координат цели и чёткого изображения поверхности необходимо было провести так называемую «развязку» колебаний фазового центра антенны от колебаний втулки несущего винта. Для решения этой задачи специалисты ГРПЗ разработали новый трёхосный подвес для антенны и автономную электромеханическую систему её стабилизации по крену, тангажу и азимуту. Эта система позволяет РЛС сохранять постоянные характеристики обнаружения целей и размеры сектора обзора при маневрировании вертолёта.
Не меньше времени и сил отобрала борьба с вибрацией. Специалистам ГРПЗ пришлось переделывать электромеханический привод антенны. Изначально в нём была использована редукторная схема с зубчатыми колёсами, но опыт экспериментальной эксплуатации на Ми-28Н показал, что из-за вибрации антенну с такой схемой привода пришлось бы очень часто обслуживать. В результате была создана новая – безлюфтовая технология построения подвеса.
Кроме «железа» специалисты ГРПЗ разработали программное обеспечение алгоритмов работы новой антенны и все остальные составляющие части РЛС, расположенные в фюзеляже вертолёта - бортовой вычислительный комплекс, передающее устройство миллиметрового диапазона волн, блоки питания.
То, что на начальном этапе являлось тормозом проекта создания НО25, сегодня может придать ему ускорение. ГРПЗ, как предприятие изначально ориентированное на серийный выпуск подошло к созданию опытных партий НО25, как к серийным изделиям. В результате отработка и доведение РЛС шло фактически параллельно с подготовкой производства. В результате серийное производство может быть начато сразу после принятия такого решения.
Уникальные возможности
НО25 обладает рядом особенностей, которые позволяют говорить, что она опережает аналогичные системы, применяемые на самых современных зарубежных вертолётах. Российская РЛС может обрабатывать информацию от нескольких каналов одновременно, что позволяет улучшить точность измерения координат целей. Кроме того увеличилось количество сопровождаемых целей. Ми-28НМ сможет сопровождать до 10, а обстреливать до 2 целей одновременно. Установка новой РЛС позволит отказаться от использования отдельной антенны для наведения управляемых ракет с радиолокационной ГСН.
РЛС может работать в режиме «обзора земной поверхности», объединять его с режимом «селекции движущихся целей» (СДЦ). Режим СДЦ также позволяет определять и направление движения целей - зелёный цвет – удаляющиеся цели, красный – приближающиеся. Также в РЛС предусмотрена возможность обзора воздушного пространства и маловысотного полёта с поиском препятствии.
При разработке новой станции были учтены все современные тренды - в том числе развитие беспилотной техники. Борьба с беспилотниками станет одной из функцией ударного вертолёта на поле боя. Уже в ближайшее время даже маленькие БЛА смогут нести угрозу самому вертолёту. НО25 не позволит им подобраться слишком близко к Ми-28НМ - её возможности позволяют обнаруживать даже малоразмерные воздушные цели на дальности до 20 км.
По материалам