Почему сейчас в условиях более острой ситуации с коронавирусом возобновляется международное авиасообщение

Оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией в России принял решение о целесообразности восстановления полномасштабного авиасообщения с Турцией с 22 июня. Об этом на брифинге 18 июня сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.

«Повезло» не только Турции, с 28 июня авиасообщение возобновляется ещё с восемью странами: Италией, Кипром, Северной Македонией, Бельгией, Ирландией, Болгарией, Иорданией и США. С США принято решение возобновить воздушное сообщение на регулярной основе, но с ограничением количества рейсов.

 

Несомненно, для авиаотрасли и туриндустрии это отличные новости. Уже более года международное авиасообщение находится в жесточайшем кризисе, и теперь часть перевозчиков могут чуть-чуть вздохнуть свободнее.

Однако на этом хорошие новости заканчиваются, потому что в России началась очередная волна заражений коронавирусом.

Рост количества зарегистрированных заболевших наблюдается с 5 июня, 18 и 19 и 20 июня их число превысило 17 тысяч человек. В первую волну пандемии весной 2020 года максимум заражений составил немногим более 11 600 за сутки, причём тогда был локдаун, самолёты не летали, магазины, кафе и рестораны были закрыты, люди работали на удалёнке и сидели по домам.

В связи с ростом заболеваемости, мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге объявил новые меры, направленные на снижение уровня распространения коронавируса в столице, а вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что заболеваемость коронавирусной инфекцией за 14-18 июня выросла на 34,4% по сравнению с пятью днями предыдущей недели. В Москве этот показатель составляет 54%.

Так почему же сейчас в условиях намного более критической ситуации возобновляется международное авиасообщение? Причин может быть несколько, перечислим возможные.


1. Необходимость снизить социальную напряжённость в обществе.

Как правило, многие наши соотечественники готовятся к отпуску загодя – за полгода-год. И люди были очень разочарованы, а многие обозлены, когда в апреле авиасообщение с Турцией было приостановлено из-за критической ситуации с коронавирусом в этой стране. Теперь рост заболеваемости начался у нас, но турецкие власти это не смущает, как в общем, и наших людей.

2. Предотвратить возможные банкротства авиакомпаний.

18 июня авиакомпания «ЮТэйр» провела годовое общее собрание акционеров, на котором были обнародованы цифры убытков от пандемии. Критическое падение пассажиропотока в 2020 году привело к сокращению доходов Группы до 58,3 млрд руб. (-32,5% к 2019 году). Из-за остановки международных рейсов и закрытия границ между регионами наибольшее снижение в 2020 году показали регулярные перевозки (-49,2%).

Группа компаний «Аэрофлот» по итогам 2020 года получила 123 млрд руб. чистого убытка против чистой прибыли в 13,5 млрд руб. годом ранее, следует из отчётности Группы. В четвёртом квартале 2020 года чистый убыток «Аэрофлота» вырос до 43,8 млрд руб. (за тот же период 2019-го показатель составил 6,7 млрд руб.). Квартальная выручка составила 68 млрд руб., это на 55,8% ниже, чем за аналогичный период предыдущего года.

Это только два примера. Общие убытки российских авиакомпаний на фоне пандемии коронавируса по разным оценкам составляют 150-200 миллиардов рублей, и если ориентироваться на цифры «Аэрофлота», 200 миллиардов рублей по отрасли - это очень оптимистичные оценки. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) совокупные убытки авиакомпаний в мире из-за пандемии в 2021 году достигнут $47,7 миллиарда.

И даже несмотря на то, что Российская Федерация является крупнейшим рынком в Европе по провозной ёмкости авиаперевозчиков и имеет самый большой внутренний рынок авиаперевозок в Европе, который осенью 2020 года превышал уровень пропускной способности и трафика по сравнению с 2019 годом, отечественным авиакомпаниям, особенно ориентирующимся на чартерные перевозки приходится тяжело.

Государство хоть и компенсирует часть убытков, но полностью обезопасить перевозчиков от банкротства не в состоянии. Поэтому частично возобновляется международное авиасообщение, чтобы авиакомпании могли самостоятельно зарабатывать деньги и покрывать часть убытков. Иначе социальная напряжённость будет ещё острее.

По словам младшего научного сотрудника Лаборатории инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков и инфраструктуры (ИОРИ) РАНХиГС Ксении Борзых, неспособность обслуживать основные статьи расходов, таких как выплата заработной платы, расходы на топливо, оплата лизинговых платежей и услуг аэропортов за счёт собственных или привлечённых средств, может выдавить с рынка игроков, финансовое положение которых было неустойчиво ещё до пандемии.

Среди инструментов, позволяющих авиакомпаниям держаться на плаву, эксперты выделяют привлечение заёмных средств, допэмиссия акций и докапитализация (реструктуризация долга). Согласно прогнозу IATA, рынок воздушных перевозок не восстановится до предкризисных уровней вплоть до 2024 года — и это на фоне того, что мировая экономика в целом отыграет потери уже в следующем году. Авиакомпании безусловно окажутся наиболее тяжёло пострадавшей от пандемии отраслью.

3. Разрядить ситуацию с задыхающимся от наплыва туристов черноморское побережье России.

Черноморские курорты России перегреты, но не солнцем, там его в этом году как раз и не хватает, а количеством туристов.

В аэропортах на черноморском побережье заканчиваются свободные слоты для приёма самолётов. Такая ситуация наблюдается в Симферополе, Сочи и Анапе. Согласно запланированному расписанию, на курорты Чёрного моря в июне-сентябре смогут прилететь более 8,3 млн туристов.

Слот — это временной интервал, когда самолёт прилетает в аэропорт, обслуживается, высаживает пассажиров, принимает новых и улетает. По состоянию на 2 июня в крымском аэропорту оставалось только три слота доступных для согласования: два ночных (с 21:50 до 00:50) и один дневной (с 15:00 до 15:50).

В Сочи доступных временных интервалов практически не осталось, а аэропорт Анапы не может подтвердить их на выполнение полётов в одно и то же время на все дни недели даже в неудобные для пассажиров часы.

При запросе слотов на внутренние рейсы аэропорт Сочи не отказывает, но либо долгое время не отвечает, либо предлагает какую-то альтернативу, но не запрошенный временной интервал. Например, вместо выполнения рейса в пятницу могут предложить вторник.

4. Мотивировать людей вакцинироваться.

В России сейчас очень модно ковид-диссидентство, на форумах можно прочесть о самых разных причинах, часто экзотических, почему люди отказываются от вакцинации.

Юзер с ником М@к@к@ Московск@я пишет: «Вирус мутирует и сейчас его уже 18 видов (если уже не больше) и каждый год он будет мутировать дальше. Ковид стал сезонным как грипп. Сейчас ближе к лету заболеваемость ковида, гриппа и ОРВИ спадет».

Форумчанин id631846 видит в прививке «руку Кремля». Он пишет: «Мне так вообще кажется, что „прививка от короны“ — это своеобразная модель возможности всецело контролировать население страны».

Некая Анна Дашевская, позиционирующая себя как психолог, поясняет: «Страх (перед прививкой) совершенно нормальный. Потому что вакцина действительно сляпана на коленке. От разработки вакцины до внедрения должно пройти не менее 2−3 лет, а то и больше. Лично я за вакцинацию, и не являюсь антипрививочником. Но эту вакцину сейчас делать бы не стала».

Кроме того, таких «специалистов» заграница не примет.

Турция с 1 июня упростила правила въезда для граждан России. Привитым туристам позволили не сдавать ПЦР-тест, в качестве альтернативы прививке может послужить справка об антителах. Кипр, Болгария также принимают россиян только с отрицательным ПЦР-тестом, его нужно сделать перед вылетом, и если человек болен, то он никуда не полетит. Кипр принимает россиян, вакцинированных «Спутником V».

Ну и в заключение.

В центре Италии есть государство Сан-Марино с 34-тысячным населением. 12 мая его власти объявили о победе над COVID-19 после массовой вакцинации российским «Спутником V». Республику можно считать безопасным государством, заявило её руководство на пресс-конференции.

А у нас московское правительство, видимо, уже исчерпало все возможные способы мотивировать людей сделать прививку от коронавируса, осталось одно – напугать непугливых, рассказать как всё плохо и будет ещё хуже, а растущие цифры заражений способствуют такой риторике. Между строк в заявлениях Сергея Собянина ясно читается: «Люди, будьте благоразумны, привейтесь!».

Андрей Величко,
для сайта «Авиация России»



Отвратительно!ПлохоНи о чёмХорошоОтлично! (5 оценок, среднее: 2,20 из 5)
Загрузка...