Оперативный штаб по борьбе с коронавирусной инфекцией в России принял решение о целесообразности восстановления полномасштабного авиасообщения с Турцией с 22 июня. Об этом на брифинге 18 июня сообщила вице-премьер РФ Татьяна Голикова.
«Повезло» не только Турции, с 28 июня авиасообщение возобновляется ещё с восемью странами: Италией, Кипром, Северной Македонией, Бельгией, Ирландией, Болгарией, Иорданией и США. С США принято решение возобновить воздушное сообщение на регулярной основе, но с ограничением количества рейсов.
Несомненно, для авиаотрасли и туриндустрии это отличные новости. Уже более года международное авиасообщение находится в жесточайшем кризисе, и теперь часть перевозчиков могут чуть-чуть вздохнуть свободнее.
Однако на этом хорошие новости заканчиваются, потому что в России началась очередная волна заражений коронавирусом.
Рост количества зарегистрированных заболевших наблюдается с 5 июня, 18 и 19 и 20 июня их число превысило 17 тысяч человек. В первую волну пандемии весной 2020 года максимум заражений составил немногим более 11 600 за сутки, причём тогда был локдаун, самолёты не летали, магазины, кафе и рестораны были закрыты, люди работали на удалёнке и сидели по домам.
В связи с ростом заболеваемости, мэр Москвы Сергей Собянин в своем блоге объявил новые меры, направленные на снижение уровня распространения коронавируса в столице, а вице-премьер Татьяна Голикова сообщила, что заболеваемость коронавирусной инфекцией за 14-18 июня выросла на 34,4% по сравнению с пятью днями предыдущей недели. В Москве этот показатель составляет 54%.
Так почему же сейчас в условиях намного более критической ситуации возобновляется международное авиасообщение? Причин может быть несколько, перечислим возможные.
1. Необходимость снизить социальную напряжённость в обществе.
Как правило, многие наши соотечественники готовятся к отпуску загодя – за полгода-год. И люди были очень разочарованы, а многие обозлены, когда в апреле авиасообщение с Турцией было приостановлено из-за критической ситуации с коронавирусом в этой стране. Теперь рост заболеваемости начался у нас, но турецкие власти это не смущает, как в общем, и наших людей.
2. Предотвратить возможные банкротства авиакомпаний.
18 июня авиакомпания «ЮТэйр» провела годовое общее собрание акционеров, на котором были
Группа компаний «Аэрофлот» по итогам 2020 года получила 123 млрд руб. чистого убытка против чистой прибыли в 13,5 млрд руб. годом ранее, следует из
Это только два примера. Общие убытки российских авиакомпаний на фоне пандемии коронавируса по разным оценкам составляют 150-200 миллиардов рублей, и если ориентироваться на цифры «Аэрофлота», 200 миллиардов рублей по отрасли - это очень оптимистичные оценки. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IАТА) совокупные убытки авиакомпаний в мире из-за пандемии в 2021 году достигнут $47,7 миллиарда.
И даже несмотря на то, что Российская Федерация является крупнейшим рынком в Европе по провозной ёмкости авиаперевозчиков и имеет самый большой внутренний рынок авиаперевозок в Европе, который осенью 2020 года превышал уровень пропускной способности и трафика по сравнению с 2019 годом, отечественным авиакомпаниям, особенно ориентирующимся на чартерные перевозки приходится тяжело.
Государство хоть и компенсирует часть убытков, но полностью обезопасить перевозчиков от банкротства не в состоянии. Поэтому частично возобновляется международное авиасообщение, чтобы авиакомпании могли самостоятельно зарабатывать деньги и покрывать часть убытков. Иначе социальная напряжённость будет ещё острее.
По
Среди инструментов, позволяющих авиакомпаниям держаться на плаву, эксперты выделяют привлечение заёмных средств, допэмиссия акций и докапитализация (реструктуризация долга). Согласно прогнозу IATA, рынок воздушных перевозок не восстановится до предкризисных уровней вплоть до 2024 года — и это на фоне того, что мировая экономика в целом отыграет потери уже в следующем году. Авиакомпании безусловно окажутся наиболее тяжёло пострадавшей от пандемии отраслью.
3. Разрядить ситуацию с задыхающимся от наплыва туристов черноморское побережье России.
Черноморские курорты России перегреты, но не солнцем, там его в этом году как раз и не хватает, а количеством туристов.
В аэропортах на черноморском побережье заканчиваются свободные слоты для приёма самолётов. Такая ситуация наблюдается в Симферополе, Сочи и Анапе. Согласно запланированному расписанию, на курорты Чёрного моря в июне-сентябре смогут прилететь более 8,3 млн туристов.
Слот — это временной интервал, когда самолёт прилетает в аэропорт, обслуживается, высаживает пассажиров, принимает новых и улетает. По состоянию на 2 июня в крымском аэропорту оставалось только три слота доступных для согласования: два ночных (с 21:50 до 00:50) и один дневной (с 15:00 до 15:50).
В Сочи доступных временных интервалов практически не осталось, а аэропорт Анапы не может подтвердить их на выполнение полётов в одно и то же время на все дни недели даже в неудобные для пассажиров часы.
При запросе слотов на внутренние рейсы аэропорт Сочи не отказывает, но либо долгое время не отвечает, либо предлагает какую-то альтернативу, но не запрошенный временной интервал. Например, вместо выполнения рейса в пятницу могут предложить вторник.
4. Мотивировать людей вакцинироваться.
В России сейчас очень модно ковид-диссидентство,
Юзер с ником М@к@к@ Московск@я пишет: «Вирус мутирует и сейчас его уже 18 видов (если уже не больше) и каждый год он будет мутировать дальше. Ковид стал сезонным как грипп. Сейчас ближе к лету заболеваемость ковида, гриппа и ОРВИ спадет».
Форумчанин id631846 видит в прививке «руку Кремля». Он пишет: «Мне так вообще кажется, что „прививка от короны“ — это своеобразная модель возможности всецело контролировать население страны».
Некая Анна Дашевская, позиционирующая себя как психолог, поясняет: «Страх (перед прививкой) совершенно нормальный. Потому что вакцина действительно сляпана на коленке. От разработки вакцины до внедрения должно пройти не менее 2−3 лет, а то и больше. Лично я за вакцинацию, и не являюсь антипрививочником. Но эту вакцину сейчас делать бы не стала».
Кроме того, таких «специалистов» заграница не примет.
Турция с 1 июня упростила правила въезда для граждан России. Привитым туристам позволили не сдавать ПЦР-тест, в качестве альтернативы прививке может послужить справка об антителах. Кипр, Болгария также принимают россиян только с отрицательным ПЦР-тестом, его нужно сделать перед вылетом, и если человек болен, то он никуда не полетит. Кипр принимает россиян, вакцинированных «Спутником V».
Ну и в заключение.
В центре Италии есть государство Сан-Марино с 34-тысячным населением. 12 мая его власти объявили о победе над COVID-19 после массовой вакцинации российским «Спутником V». Республику можно считать безопасным государством,
А у нас московское правительство, видимо, уже исчерпало все возможные способы мотивировать людей сделать прививку от коронавируса, осталось одно – напугать непугливых, рассказать как всё плохо и будет ещё хуже, а растущие цифры заражений способствуют такой риторике. Между строк в заявлениях Сергея Собянина ясно читается: «Люди, будьте благоразумны, привейтесь!».
Андрей Величко,
для сайта «Авиация России»