Конвертеры озона, разработанные химиками Томского государственного университета, прошли сертификационные испытания и поставлены на Иркутский авиационный завод для установки на гражданские авиалайнеры. Об этом сообщили в пресс-службе университета.
Устройства изготовлены на площадке Инжинирингового химико-технологического центра (ИХТЦ) и являются частью системы обеспечения воздухом воздушных судов. В течение 2024 года эти устройства, входящие в систему безопасности самолёта, прошли сертификационные испытания. Изделие ТГУ получило литеру О 1 и полностью готово к применению как в иностранных, так и в отечественных пассажирских воздушных судах.
На высоте крейсерского полёта, до 11 000 метров, концентрация озона в атмосфере значительно возрастает и его попадание в салон самолёта без очистки недопустимо. В состав конвертеров озона входит катализатор поликарбосилан, который эффективно преобразует озон O3 в безопасный кислород О2. Сырьём для него служит полидиметилсилан – кремнеуглеродный полимер, из которого получают волокна со специфическими свойствами для авиа- и ракетостроения. Россия традиционно закупала этот полимер за рубежом.
Разработка конвертеров велась в рамках стратегического проекта ТГУ «Технологии безопасности» при поддержке программы «Приоритет 2030». В феврале 2025 года продукт был представлен на выставке в рамках Форума будущих технологий как одно из ключевых достижений российской науки и промышленности. Изделие ТГУ включено в конструкторскую документацию самолётов МС-21 и SJ-100. В августе 2023 года начались сертификационные полёты по программе SSJ-New, опытный самолёт с бортовым номером 97021 был оснащён конвертерами разработанными в ТГУ.
«В 2022-2024 годах на площадке ИХТЦ в Новосибирске было изготовлено 24 конвертера для 12 самолётов. Все изделия прошли сертификационные испытания в Тамбове на базе Росхимзащиты и в московском ОКБ «Кристалл». Они уже переданы производителю – Иркутскому авиационному заводу ПАО «Яковлев» для установки на отечественные пассажирские серийные самолёты. Производственная площадка ИХТЦ с 2025 года готова к производству конвертеров озона для постановки на все новые самолёты РФ и для замены на использующихся бортах», – отметили в ТГУ.
До недавнего времени производство озоновых конвертеров для мировых авиастроительных корпораций осуществляли американская компания AeroSpace и немецкая BASF. Они остаются лидерами по производству конвертеров озона для гражданской авиации, однако теперь Россия также обладает собственными производственными мощностями этих систем жизнеобеспечения воздушных судов.