В текущем году в России планируется завершить строительство девяти взлётно-посадочных полос в различных региональных аэропортах. Желание открыть свой аэропорт есть и в Орловской области, где пока нет официально зарегистрированных аэродромов гражданской авиации.
Необходимость создания аэропорта продиктована стремлением властей включиться в национальный проект «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры». В рамках этого проекта для Орловской области из федерального бюджета уже выделено 1,4 млрд рублей на первый этап реализации, направленный на возвращение региона в воздушное пространство,
Реконструкцию аэропорта Южный в областном центре планируется завершить осенью 2024 года. Однако модернизация взлётно-посадочной полосы и ремонт здания аэровокзала — это лишь часть работ. Важно, чтобы орловская авиагавань соответствовала высоким стандартам безопасности, здесь и кроется основная проблема. Южный находится в шестой подзоне приаэродромной территории, где в радиусе 15 километров запрещается размещение объектов, привлекающих массовое скопление птиц.
На приаэродромной зоне с особыми условиями законом ограничивается экономическая деятельность, а также использование земли и недвижимости. На этой территории запрещено строительство объектов, не связанных с инфраструктурой воздушного транспорта. Они могут создавать помехи для систем обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи, что влияет на безопасность полётов. Однако именно такой объект – полигон ООО «ЭкоПолис» – был открыт в январе всего в 7,6 км от аэропорта.
В декабре 2023 года в
Депутат Орловского областного Совета и председатель комитета по градостроительной политике и транспорту Виталий Рыбаков обратился в профильные органы с запросом, было ли согласовано строительство полигона с Росавиацией и Минобороны России, каким образом его наличие может повлиять на приём и отправку воздушных судов, и учтено ли это при выделении денежных средств по нацпроекту.
«В связи со строительством аэропорта в Орле этот завод вообще не должен функционировать, так как он находится в радиусе аэропорта, и скопление птиц на полигоне "ЭкоПолис" будет представлять прямую опасность для воздушных судов», – отметил Рыбаков.
В Росавиации разъяснили, что размещение объектов для обращения с отходами внутри шестой подзоны возможно только при наличии заключения, основанного на результатах орнитологического исследования. Эти исследования проводятся исключительно по заявлению застройщика или собственника объекта. Поэтому, несмотря на огромные бюджетные вливания, существует вероятность, что аэропорт не сможет получить разрешение на полёты, а регион так и останется вне авиационных трасс России.