Росавиация сообщила о результатах расследования авиационного инцидента с самолётом А319-111 VP-BNB авиакомпании "Россия", перевозившего национальную сборную по футболу Королевства Саудовская Аравия во время ЧМ-2018.
19 июня 2018 года Росавиация сообщила о том, что 18 июня 2018 года при заходе на посадку произошло событие, связанное с нештатным режимом работы одного из двух маршевых двигателей, сопровождавшимся выбросом пламени из реактивного сопла двигателя. Это событие в сумерках было замечено пассажирами рейса, которые зафиксировали его камерами мобильных телефонов. При этом, по объяснениям экипажа лайнера, изменений параметров работы двигателя, требовавших его отключения, на приборах в кабине экипажа не отмечалось. Сигнализация о пожаре двигателя не срабатывала, система пожаротушения двигателя не применялась ни в автоматическом, ни в ручном режиме. В полёте экипаж не применял никаких аварийных процедур. Аварийной посадки также не было. Экипаж самолёта произвёл посадку при двух работающих двигателях и самостоятельно зарулил к месту стоянки. Пассажиры покинули борт самолёта самостоятельно, в плановом порядке.
Комиссией Росавиации в ходе расследования установлено.
1. 18.06.2018 экипаж ВС A319 VP-BNB АО «Авиакомпания «Россия» выполнял чартерный рейс ФВ 1007 по маршруту Санкт-Петербург (Пулково) - Ростов-на-Дону (Платов) по перевозке команды сборной Саудовской Аравии по футболу.
2. Замечаний при техническом обслуживании ВС в аэропорту Санкт-Петербург (Пулково), препятствующих выполнению рейса, не было. Подготовка к рейсу выполнялась в соответствии с технологией работы экипажа и во взаимодействии с наземными службами. Замечаний экипажа по системам ВС не было. Предполётный осмотр ВС и заправка топливом выполнены без отклонений.
3. Взлёт был произведен в 15:46:41. До начала усложнённых условий полёт проходил без особенностей. Начальный этап снижения проходил без особенностей.
4. Вследствие неустойчивой работы компрессора двигателя №2, из-за нарушения газодинамических характеристик (соотношения расходов топлива и воздуха) избыток топлива догорал на выходе из сопла, что проявлялось в виде «факеления», о чём старший бортпроводник сообщил командиру ВС.
5. Экипаж выполнил все требования Руководства по производству полётов часть A глава 11 «Действия в случае авиационного события». При этом, сигнализация о пожаре двигателя не срабатывала, система пожаротушения двигателя не применялась ни в автоматическом, ни в ручном режиме. Изменений параметров работы двигателя, требовавших его отключения, на приборах в кабине экипажа не отмечалось. В полёте экипаж не применял никаких аварийных процедур.
6. Экипаж самолёта произвёл посадку при двух работающих двигателях и самостоятельно зарулил к месту стоянки. Пассажиры по трапу аэропорта покинули борт самолёта в обычном режиме. Безопасности полёта ничего не угрожало.
В соответствии с требованиями Приложения 13 к Чикагской конвенции Бюром по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции (BEA - Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile), как государством разработчика воздушного судна, в рамках расследования были назначены уполномоченный представитель и его советники – представители компании Airbus.
Результаты анализа показали следующее.
1. Визуальный осмотр воздушного судна значимых повреждений не выявил. Проверка фильтров линий подачи и возврата маслосистемы выявила загрязнения на основном фильтре подачи масла. Осмотр при помощи бороскопа явных повреждений не выявил. Было принято решение о замене двигателя CFM56-5B5/P и отправке его на разборку и исследование для определения и устранения причины.
2. При разборке силовой установки CFM56-5B5P в организации по ремонту двигателей SR Technics в сопровождении специально организованной группы по расследованию причины отказа, в составе представителей Safran AE (CFM), BEA, Airbus, SR Technics, GECAS и АО «Авиакомпания «Россия» было выявлено разрушение роликового подшипника № 4 модуля турбины низкого давления (ТНД). Дальнейшее углубленное исследование подшипника №4 с целью выявления причины его разрушения проводилось в лаборатории CFM.
Из заключения комиссии по расследованию авиационного события:
«Причиной авиационного инцидента, связанного с самовыключением двигателя № 2 ВС Airbus А-319-111 VP-BNB, эксплуатируемого АО «Авиакомпания «Россия», произошедшего 18.06.2018 после посадки на аэродроме Ростов-на-Дону (Платов), явилось локализованное разрушение роликового подшипника № 4 модуля двигателя CFM56-5B5P из-за усталостного разрыва проставок сепаратора, приведшее к нарушению кинематики роликов, их качению и выкрашиванию.
Фактором, способствовавшим разрушению роликового подшипника № 4, наиболее вероятно, явилось нарушение технологии сборки двигателя ВС при выполнении капитального ремонта.
В соответствии с п. 3 Приложения 1 ПРАПИ-98 событие классифицировано как авиационный инцидент.
Комиссия отмечает, что экипаж действовал в соответствии с требованиями федеральных авиационных правил и установленными эксплуатантом процедурами (технологией работы)».
Отчёт о расследовании направлен в Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Франции (BEA - Bureau d'Enquêtes et d'Analyses pour la Sécurité de l'Aviation Civile).
Ответ Французской стороны:
Неофициальный перевод
Бюро по расследованию и анализу безопасности гражданской авиации Французской Республики
Г-ну С. Мастерову, Начальнику Управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации
№004893/BEA/l
Предмет: Комментарии к проекту итогового отчета, касающегося серьезного инцидента с участием AIRBUS - A319 - 111, зарегистрированного VP-BNB 18 июня 2018 года в районе г. Ростов-на-Дону (Российская Федерация)
Vr/ref: Ucx-3309302
Уважаемый господин,
Благодарю Вас за предоставленную возможность рассмотреть и прокомментировать проект итогового отчёта по вышеупомянутому серьёзному инциденту.
Я хотел бы поблагодарить ФАВТ за проведение очень тщательного расследования, результатом которого стал всеобъемлющий и превосходный отчёт. В докладе даётся точное описание обстоятельств, приведших к событию, и оно полностью соответствует пониманию BEA.
Я ознакомился с версией проекта итогового отчета, представленного
18 декабря 2018 года моими техническими советниками, господином Сандипом Гупта из AIRBUS и господином Филиппом Фушаром из лаборатории SAFRAN, и у нас нет дополнительных комментариев.
Я остаюсь в Вашем распоряжении для любой дополнительной информации, если такая Вам понадобится.
С уважением, Следователь по безопасности Патрик МАРИН