Специальная военная операция на Украине круглосуточно в непрерывном режиме демонстрирует, что в современной войне беспилотные летательные аппараты играют наиважнейшую роль как в поддержке сухопутных сил, так и в наведении на цели артиллерии, реактивных систем залпового огня и самостоятельного нанесения ударов высокоточным оружием и дронами-камикадзе. Значительная часть экспозиции Международного военно-технического форума «Армия-2022» отведена действующим и перспективным беспилотным авиационным системам.
Холдинг «Вертолёты России» показал универсальную российско-белорусскую беспилотную вертолётную систему БАС-750. В её состав входит два вертолёта максимальной взлётной массой 750 кг, а также две наземные станции управления. Автономная мобильная система обеспечивает до шести часов непрерывного полёта входящих в него винтокрылых беспилотников.
БАС-750 способен нести полезную нагрузку и передавать информацию оператору на расстоянии до 150 км. Конструкцией предусмотрена установка дополнительных топливных баков для увеличения продолжительности полёта. В составе комплекса по желанию заказчика может быть и три, и четыре аппарата, а для управления ими применяются стационарные пульты для нескольких операторов.
«БАС-750 – это "старший брат" беспилотника БАС-200. Он продолжает линейку многофункциональных беспилотных систем, способных решать большой перечень задач. Это поисковые работы, геодезия, картография, мониторинг сельскохозяйственных угодий, дорог, водоёмов, объектов нефтегазовой инфраструктуры, линий энергоснабжения, связи и трубопроводов, а также транспортировка грузов», – рассказал исполнительный директор ГК Ростех Олег Евтушенко.
До последнего времени в России подобные тяжёлые БПЛА вертолётного типа не производились. БАС-750 имеет ряд преимуществ перед БПЛА самолётного типа, он может использовать неподготовленные для взлёта площадки, выполнять взлёт/посадку в вертикальном режиме, способен зависнуть над определённой точкой, облететь любой объект и нанести удар высокоточным ракетно-бомбовым вооружением.
Грузоподъёмность БАС-750 – до 200 килограммов, скорость полёта 180 км/ч. БПЛА способен подниматься на высоту до 3500 метров и в сочетании с высокой грузоподъёмностью и длительностью беспосадочного полёта существенно расширяет универсальность применения беспилотника.
В типовой конфигурации БАС-750 оснащается оптико-электронной системой, пятью камерами кругового обзора день-ночь, имеет возможность возврата в пункт отправления в том числе, при отсутствии данных спутниковой навигации.
Главное командование Военно-морского флота России
Макет БПЛА, показанный на стенде в выставочном павильоне, представляет собой аппарат с крылом для выполнения полёта в самолётном режиме и четырьмя роторами для вертикального взлёта и посадки. Как поясняется в информационном буклете, беспилотник существует в трёх основных весовых версиях: 30, 50 и 100 кг. Каждая из них имеет свою максимальную взлётную массу, массу полезной нагрузки, дальность и продолжительность полёта.
Основное назначение БПЛА – воздушная разведка и доставка грузов, аэрофотосъёмка, воздушная оптическая и тепловизионная разведка, определение координат целей, ретрансляция связи. Аппараты средней (50 кг) и тяжёлой (100 кг) категорий, помимо этого, способны доставлять грузы массой от 10 до 25 кг и применять авиационные средства поражения.
По словам представителя главкомата ВМФ, аппарат может базироваться как на сухопутных аэродромах, так и на палубах кораблей. Размах крыла БЛА в лёгкой модификации составляет 3 м, в средней – 3,8 м, а в тяжёлой – 6 м. Практический потолок – 3000 м, дальность полёта – от 650 до 1,5 тыс. м в зависимости от версии.
Максимальная скорость аппаратов – 130-140 км/ч, масса полезной нагрузки – 4, 13 и 25 кг в лёгкой, средней и тяжёлой модификациях соответственно. Продолжительность полёта при максимальном взлётном весе БПЛА составляет восемь часов для лёгкой модификации, десять часов для средней и 15 часов для тяжёлой.
Ракетно-космический центр «Прогресс» представил опытный образец беспилотного летательного аппарата, разработанный предприятием в рамках диверсификации продукции совместно с Самарским университетом.
В РКЦ «Пргресс» рассказали, что беспилотник может работать независимо от навигационных систем и ориентироваться на местности при помощи технического зрения. Среди решаемых задач — видеомониторинг местности и передача сведений в реальном времени.
Взлётная масса беспилотника составляет 58 кг (в том числе топливный бак, рассчитанный на 12 л), масса полезной нагрузки — до 8 кг, размах крыла — 5 м, максимальная скорость — 120-150 км/ч, дальность полёта — 1000 км, продолжительность полёта — до 24 часов. Он способен выполнять свои задачи при температурах от минус 30 до плюс 45 градусов.