Минтранс России выступил против введения «периода охлаждения» при покупке билетов на поезда и самолёты. Ведомство считает, что такая мера откроет возможности для перекупщиков. Они смогут массово бронировать места, создавая искусственный дефицит, а затем перепродавать билеты по завышенным ценам. Об этом сообщает «Интерфакс».
Перевозчики уже изучили сделанное ранее предложение Союза пассажиров, но поддержки не нашли. По их данным, лишь 2-3% пассажиров ошибаются при покупке. Введение бесплатных возвратов незначительно повлияет на экономику, но может спровоцировать волну злоупотреблений. Например, пассажиры станут отказываться от билетов за день до вылета, а перевозчики будут вынуждены компенсировать потери за счёт роста тарифов.
Сейчас правила позволяют исправлять ошибки в данных пассажира или реквизитах поездки до оплаты. После подтверждения заказа изменить условия можно только по согласованию с перевозчиком.
«На странице с детальной информацией о заказе перед оплатой пассажиру предоставляются данные о реквизитах поездки, стоимости билетов, тарифах, услугах. До момента оплаты электронного проездного документа пассажир вправе отказаться от заказа, в том числе в случае, если он не согласен с параметрами поездки. Переходя к оплате, пользователь соглашается со всеми представленными данными поездки», – считают в министерстве.
Продолжительность «периода охлаждения» предлагается сделать гибкой: для билетов, купленных за месяц до поездки, он мог бы длиться несколько дней, а для купленных в день отправления – всего 30 минут. Однако реализация потребует доработки систем бронирования, что увеличит расходы перевозчиков.
Идея основана на опыте кредитования и страхования, где «период охлаждения» уже работает. Но на транспорте ситуация иная. Массовые возвраты могут нарушить баланс спроса и предложения. Перевозчики опасаются, что дополнительные затраты лягут на плечи остальных пассажиров через повышение цен.
Критики называют инициативу популистской. Они указывают, что авторы предложения не учитывают технические и экономические сложности. Вместо упрощения процедур «период охлаждения» может создать новые проблемы – от роста цен до появления спекулянтов. Минтранс настаивает, что текущие правила достаточно гибки и учитывают интересы пассажиров без рисков для отрасли.