Композитная лопатка вентилятора ПД-35

Лопатки вентилятора из российских композитов для двигателя ПД-35 прошли первый этап испытаний в составе ПД-14

Для авиадвигателя ПД-14 в Центральном институте авиационного моторостроения (ЦИАМ), головном НИИ отрасли и ОКБ «Авиадвигатель» были разработаны монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, работоспособные при температуре газа до 2000°К, пустотелая широкохордная лопатка вентилятора из титанового сплава, благодаря которой удалось повысить КПД вентиляторной ступени на 5% в сравнении с двигателем ПС-90, малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава, звукопоглощающие конструкции из композиционных материалов, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления и др. На МАКС-2015 можно было увидеть созданный в ЦИАМ прототип широкохордной лопатки вентилятора из углепластика, масса которой составляет 65% от массы пустотелой титановой лопатки.

 


После того, как в начале 2019 года были остановлены поставки зарубежных компонентов композиционных материалов, перед конструкторами и инженерами была поставлена задача заместить импортные композиты отечественными.

«В соответствии с планом по импортозамещению комплектующих изделий и материалов для двигателя ПД-14 вместо японского углеродного материала для изготовления решеток реверсивных устройств подобран отечественный материал производства фирмы UMATEX. В 2020 году запланировано начало серийного производства решеток из отечественного углеродного волокна», — говорилось в одном из сообщений пресс-службы «ОДК-Авиадвигатель» в апреле 2019 года.

27 июня 2020 года в Перми в составе двигателя ПД-14 прошел первый этап испытаний демонстратора вентилятора из российских полимерных композиционных материалов. 29 июля в ходе онлайн пресс-конференции, организованной ТАСС совместно с АО «ОДК» и АО «ОДК-Авиадвигатель» лопатки были продемонстрированы представителям СМИ. Они будут использоваться в двигателе большой мощности – ПД-35. Представители ОДК пояснили, что в прошлом месяце состоялись первые испытания, результатами которых не удалось поделиться сразу из-за пандемии.

Разработка ПД-35 началась достаточно давно, и теперь был представлен первый осязаемый результат этой работы. Технология композитных лопаток является ключевой для создания этого двигателя, его размеры таковы, что вентилятор с лопатками из титанового сплава оказывается слишком тяжелым. Поэтому производители таких двигателей используют для снижения массы композитные материалы. Эта технология позволит добиться снижения массы вентилятора на 30% относительно аналогичного изделия с полыми лопатками. На большом двигателе ПД-35 это даст ощутимый эффект в виде снижения массы всего двигателя.

На пресс-конференции представители предприятий пояснили, что варианты применения этой технологии в ПД-14 тоже рассматриваются. В августе этого года «ОДК-Авиадвигатель» намерена приступить к проведению разгонных испытаний двигателя на стенде в институте имени П.И. Баранова. В программе испытаний — подтверждение устойчивости композитных лопаток к попаданию в двигатель посторонних предметов, испытания на заброс птиц и льда. После их окончания в 2023 году появится возможность для перехода к летным испытаниям вентилятора.

Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА (16 оценок, среднее: 4,94 из 5)
Загрузка...